Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Черкасский, Давид Янович

Давид Янович Черкасский

23 августа 1932 (80 лет)

Шпола, УССР

СССР→ Украина

режиссёр-мультипликатор, художник, сценарист,кинорежиссёр

1959 — наст. время

ID 0155855

Давид Янович Черкасский (род. 23 августа 1932, г. Шпола, УССР, СССР) — советский и украинский художник-мультипликатор, режиссёр и сценарист. Народный артист Украины.

Давид Черкасский родился в г. Шпола (УССР), отец был заместителем украинского наркома юстиции. Жена — Наталья Марченкова, режиссёр-мультипликатор. Сын — Александр, телережиссёр.

Черкасский с детства хотел заниматься мультипликацией, однако, сначала выбрал профессию строителя. После окончания Киевского инженерно-строительного института некоторое время работал инженером-строителем в киевской проектной организации «Проектстальконструкция».

В 1959 году пришёл на студию «Киевнаучфильм» в открывающееся отделение мультипликации. Стажировался в г. Москве на студии «Союзмультфильм».

Работал художником-мультипликатором. В 1961 г. временно работал на студии «Киевнаучфильм» осветителем.

Первый мультфильм, как режиссёр, Черкасский поставил в 1964 году — «Тайна чёрного короля» (ролик на заказ о противопожарной безопасности) — картина получила премию на мультипликационном фестивале в Румынии за лучший дебют. За дебютом последовали другие мультфильмы, в том числе сериалы «Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит» и двухсерийный «Остров сокровищ».

Привёл на студию многих сотрудников (преимущественно, бывших одногруппников из строительного института): Владимира Дахно, Алла Грачёва, Рэм Пружанский. В его фильмах начал работать Александр Татарский. Татарский вспоминал: «Я работал на удивительной студии, в окружении удивительных личностей. Конечно, как и в любом коллективе, там были таланты и не таланты, умные и дураки, честные и проходимцы, но непостижимым образом все они были личностями. Один Давид Черкасский чего стоит!».

С 1969 года во всех мультфильмах работает в паре с художником-мультипликатором Радной Сахалтуевым.

С начала 1990-х годов, после прекращения госфинансирования мультипликации делал телевизионные рекламные ролики.

Принимал участие в юмористической передаче «Золотой гусь» (укр. «Золотий гусак»).

Д. Черкасский — сопрезидент (вместе с Эдуардом Назаровым) международного фестиваля мультипликационных фильмов «КРОК», член российской академии юмора «Золотой Остап».

В 2006 году Черкасский пишет сценарий нового мультфильма, который должен сниматься с привлечением современных технологий: «…фильм будет называться „Звёздные спасатели“. Там, где снимались актёры, я собираюсь их сделать в 3D-анимации: частично изображение объёмное, компьютерное, а остальное рисованное».

В 2008 году сообщалось о завершении работы над сценарием продолжения «Острова сокровищ», которое должен был режиссировать Черкасский. Вскоре производство было заморожено в связи с кризисом.

В 2010 году был объявлен конкурс на сценарий полнометражного мультфильма о продолжении приключений капитана Врунгеля, возглавленный Черкасским. Результаты конкурса не были подведены.

В своих фильмах Черкасский использовал несколько новаторских для советского кинематографа приёмов.

Совмещал в кадре мультипликацию и игровые съёмки: начиная с настоящего моря, по которому плавают герои «Приключений капитана Врунгеля», заканчивая сочетанием живых актёров и рисованных персонажей в «Острове сокровищ». Делал трёхмерные «пролёты», имитирующие панорамирование в художественном кино, создавая такой эффект, словно камера летает вокруг персонажей (тотальная мультипликация — в том же «Киевнаучфильме» в таком стиле работала Елена Баринова; приём изредка применял и их коллега Ефрем Пружанский). «Только лет пятнадцать назад такие фокусы с „трёхмерным пространством“ получили распространение в мультипликации, причём исключительно за счёт 3D-технологий». В его фильмах рисовались звуки, вроде «Бум», «Бац» и т. д., как в комиксах (этот приём также использовал Владимир Тарасов в фильме «Тир» 1979 года).

По утверждению режиссёра, «„Врунгель“ был первым мультипликационным сериалом в Союзе».

В начале 1990-х годов симбиозом всех накопленных приёмов и эффектов, а также совмещением на экране игры рисованных персонажей и живых актёров должен был стать игровой фильм «Макароны смерти или ошибка доктора Бугенсберга». Однако, он не был завершён из-за прекращения финансирования и последующего распада студии.