Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


31 июня (фильм)

музыкальный фильм (мюзикл)

Леонид Квинихидзе, Л. Черток

Нина Фомина

Николай Ерёменко (мл)

Наталья Трубникова

Владимир Этуш

Илья Миньковецкий, С. Арманд

Александр Зацепин

Мосфильм

142 мин

СССР

Русский

1978

ID 0077114

«31 июня» — фантастический двухсерийный музыкальный телефильм (мюзикл) по мотивам одноимённой повести Джона Бойнтона Пристли, вышедший в СССР в 1978 году. Экранизация имеет большие отличия от книги.

Одна из самых значительных работ в творчестве Леонида Квинихидзе и Александра Зацепина. Премьера фильма состоялась 31 декабря 1978 года, после чего фильм на 7 лет попал «на полку» из-за того, что исполнитель одной из главных ролей, танцовщик Большого театра Александр Годунов попросил политического убежища в США.

Действие фильма происходит в двух временных линиях — в вымышленном XII и «реальном» XXI веках в Англии.

Король сказочного Перадора Мелиот ищет жениха для дочери — принцессы Мелисенты. Те претенденты на её руку, что живут с ней в одно время, принцессе не подходят. В этот же день, 30 июня, житель XXI века художник Сэм Пэнти ищет образ девушки для рекламы чулок, которую ему необходимо сдать 1 июля. Увидев Мелисенту в зеркале, Сэм понимает, что нашёл то, что так долго искал. Злой волшебник Мальгрим устроил недолгую встречу Мелисенты и Сэма Пэнти на звёздном мосту. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. Но за их соединение Мальгрим просит слишком большую плату — волшебную брошь великого Мерлина, принадлежащую Мелисенте.

Добрый волшебник Марлограм пытается помочь влюблённым, но безуспешно. Обитатели двух миров путешествуют туда и обратно, попадая в комические ситуации. С брошью приходится расстаться, но Сэм и Мелисента, наконец, обретают друг друга. Лунный день 31 июня заканчивается, и участники истории забывают всё, что с ними случилось в этот день, только Сэм и Мелисента продолжают любить друг друга.

Фильм также был издан в начале 1990-х г. на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», позже — изданием «Видеовосток», в начале 2000-х — изданиями «Мастер Тэйп» и «Твик-Лирек», а позже на дисках (PC).

Сценарий фильма написан по отдалённым мотивам фантастической повести Джона Бойнтона Пристли «31 июня» с подзаголовком «История настоящей любви, предприимчивости и прогресса в век Короля Артура и Атомно-Рекламный век». Используя завязку сюжета о художнике из недалёкого будущего, который влюбился в девушку из XII века, сценаристы придумали свою историю. В СССР это был распространённый ход при создании фильмов: используя имя «прогрессивного» писателя, фактически написать собственный и оригинальный сценарий.

На главные роли пробовались ведущие исполнители страны. На роль леди Нинет планировали Ирину Понаровскую и Аллу Пугачёву, на роль музыканта Лемисона — Андрея Миронова. Принцессу Мелисенту хотели сыграть Ирина Алферова и Елена Шанина. В итоге на ведущие роли режиссёр Леонид Квинихидзе выбрал артистов с хореографическим образованием: Людмилу Власову, Александра Годунова из Большого Театра и Наталью Трубникову из музыкального театра имени Станиславского.

Делая ставку на артистов балета, режиссёр понимал, что идёт на определённый риск. В СССР они имели не лучшую репутацию, так как многие становились невозвращенцами. Первая супруга Квинихидзе балерина Наталья Макарова во время гастролей в 1970 году осталась в США.

Весь фильм, за исключением небольшой сцены поездки на природу Мелисенты и Сэма, снят в павильоне. Съёмки картины прошли летом 1978 года всего за полтора месяца. Режиссёр был вынужден подстроиться под рабочий график танцоров, у которых летом был отпуск в театре и съёмки шли в две смены.

Когда меня пригласили сниматься в фильме «31 июня», я с ужасом подумал, что меня там заставят петь. Мне казалось, что это будет не слишком эстетично. Я был «непоколебим» до конца и оказался единственным, кто не поет. Все, что они смогли заставить меня сделать, — это пройти с партнершей по «Звездному мосту» — вариация танца.

— Николай Ерёменко

Зрителей привлекло в фильме интересное смешение жанров мюзикла и фантастики. Однако любопытно, что во главе сюжета картины проникновенная любовная история, но главные герои так ни разу и не поцеловали друг друга.

Композитор и по совместительству радиолюбитель Александр Зацепин в середине 1970-х годов оборудовал в своей московской квартире полноценную звукозаписывающую студию. В ней и были записаны и аранжированы все композиции для фильма. Хотя фильм снимался вполне официально, в звукозаписывающей студии «Мосфильма» не было условий для того, чтобы реализовать все замыслы композитора.

Саундтрек фильма отличают оригинальные аранжировки, в которых композитор использовал смешение различных музыкальных стилей. Использовался синтезатор Роберта Муга, модуляционные эффекты, а также революционная для популярной музыки в СССР обработка звука : фленжер, фузз, вау-вау. Звукорежиссёром фильма стал друг Александра Зацепина, известный специалист Виктор Бабушкин. Главный технолог Государственного Дома радиовещания Борис Меерзон отозвался о вкладе Бабушкина в создание фильма как о «выдающейся работе». Лейтмотивом фильма (темой Мелисенты) служит мелодия песни «Ищу тебя».

Для исполнения песен привлекли ведущих эстрадных исполнителей страны: рок-группу «Аракс» и ансамбль «Мелодия». Но самым неожиданным оказался выбор голоса для принцессы Мелисенты. 23-летнюю солистку ансамбля «Музыка» из Ужгорода, Татьяну Анциферову пригласил в Москву на пробную запись Александр Зацепин. Эти записи оказались настолько удачными, что так и вошли в фильм без дублей.

В 1980 году после выхода картины фирма «Мелодия» записывает два LP-диска — «Песни из кинофильма „31 июня“» и «Узнай меня», куда вошли композиции из фильма. В основном все песни были записаны теми же исполнителями, чьи голоса прозвучали в фильме. Только заглавную композицию «Ищу тебя» переписали в исполнении Ксении Георгиади, так как голос Татьяны Анциферовой не устроил худсовет студии. Песня «Ищу тебя» (в исполнении Георгиади) стала одним из самых популярных шлягеров СССР. Так в октябре 1979 года песня заняла второе место по версии хит-парада «Московского комсомольца» (первое место заняла «Поднимись над суетой» в исполнении Аллы Пугачёвой).

В 1997 году новую версию песни «Ищу тебя» в фильме Старые песни о главном-3 исполнила Лариса Долина.

Ещё на этапе съёмок картины создателям пришлось столкнуться с недовольством руководства киностудии. Им не нравились чуждо звучащие для советской эстрады музыкальные номера и слишком откровенные наряды танцоров. Премьера фильма состоялась в новогоднюю ночь 31 декабря 1978 года.

Фильм «лёг на полку» почти на семь лет практически сразу после премьеры. 23 августа 1979 года Александр Годунов во время гастролей Большого Театра в Нью-Йорке обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища в США. Его супруга Людмила Власова вернулась в СССР.

Запрету фильма также способствовало то обстоятельство, что композитор Александр Зацепин в начале 1980-х покинул СССР (в том числе из-за проблем с этим фильмом).

Некоторые придирки руководства к содержанию песен и запреты выглядели абсурдными. Песня «Мир без любимого» якобы вызывала ассоциации с уехавшим за границу неблагонадёжным Юрием Любимовым. В песне «Звёздный мост» усмотрели аналогию со «звёздными войнами».

Для всех балетных артистов — исполнителей главных ролей — фильм стал практически единственной заметной работой в советском кинематографе. Наталья Трубникова снялась ещё в 14 фильмах, но только в эпизодических ролях.

↑ Показывать компактно

Моабитская тетрадь • Миссия в Кабуле • Крах инженера Гарина • Соломенная шляпка • Небесные ласточки • 31 июня • Шляпа • Мэри Поппинс, до свидания! • Там, где нас нет • Друг • Артистка из Грибова • Белые ночи • Дом • Усадьба