Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


34-й скорый

Фильм-катастрофа

Андрей Малюков

Всеволод Иванов

Андрей Малюков

Лев Дуров

Елена Майорова

Александр Фатюшин

Юрий Гантман

Марк Минков

Мосфильм

78 мин.

СССР

Русский

1981

ID 0081967

«34-й скорый» — советский остросюжетный фильм-катастрофа 1981 года. Снят Андреем Малюковым в русле установки на зрелищность, взятой «Мосфильмом» на рубеже 1970—1980-х годов после выхода двумя годами ранее другого советского фильма-катастрофы «Экипаж». Тем не менее кассовые сборы фильма составили почти в три раза меньше, чем у «Экипажа».

В основу фильма были положены реальные события. 27 февраля 1977 года около половины десятого вечера в одном из вагонов скорого поезда «Юность», следовавшего из Москвы в Ленинград, произошёл пожар. Огонь стремительно распространялся от купе проводника по всему вагону. Среди пассажиров началась сильная паника. Пресечь её попытались курсанты Ленинградского высшего пожарно-технического училища МВД СССР, следовавшие из отпуска. Так как поезд остановился в поле и двери оказались закрыты на замок, курсантам пришлось разбивать окна вагонов и через них производить эвакуацию пассажиров. Во время эвакуации трое курсантов — М. Б. Жуков, В. А. Иванов и Ю. Б. Малышев — погибли. В дальнейшем они Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года были награждены посмертно медалями «За отвагу на пожаре».

Скорый поезд № 34 Москва—Элекмонар отправился точно по расписанию. Молодая проводница берёт троих безбилетников к себе в вагон. Во время ревизии этот факт вскрывается и безбилетники должны быть высажены, но один из них влюбляется в проводницу и сходит с поезда на узловой станции Шмаковка, насильно взяв её с собой. В купе он оставляет непогашенную сигарету, из-за которой в вагоне начинается пожар. Машинисты взявшего поезд от Шмаковки тепловоза незадолго до обнаружения пожара обсуждают тот сложный подъём, по которому их поезд движется в данный момент. После остановки поезда железнодорожники производят эвакуацию людей, которая проходит благополучно. Горящий вагон удалён на безопасное расстояние от остальных. Чтобы не мёрзнуть, пассажиры оставшихся вагонов возвращаются на свои места. Но спекулянт, выпрыгивающий из вагона, роняет под колёса горящего вагона чемодан с деньгами и вытаскивает башмак из-под горящего вагона, чтобы спасти чемодан. В результате горящий вагон катится под уклон, цепляя оставшиеся вагоны хвостовой части поезда с пассажирами. Неуправляемый сцеп набирает ход под уклон. Люди пытаются на ходу выпрыгивать из вагонов. Катастрофа неминуема. Железнодорожники всеми силами пытаются её предотвратить…

Фильм снимался на Кавказских Минеральных Водах. В качестве станции Шмаковка была снята станция Бештау, расположенная недалеко от Железноводска (и, соответственно, поезд, вышедший из Москвы под бессменным электровозом ЧС2, прибывает в Шмаковку под электровозом ВЛ82). Сцены пожара и спасения пассажиров снимались на подъездном пути камнеобрабатывающего завода г. Минеральные воды, работающего и по сей день. В кадр неоднократно попадает гора Змейка.

Когда «34-й скорый» снимали, я и ещё два актёра чуть не сгорели в вагоне. Перед съёмками его покрасили, хотели чтобы было «покрасивше»… А краска как полыхнула! И нам — ни туда, ни сюда! А оба тамбура намазаны резиновым клеем. Они вспыхнули! И мы стали сгорать. Я смотрю на Голубицкого, а него фуражка дымится! Стали бить стекло — оно не разбивается. И тогда подумалось: «Всё, нам хана!». Я ногами выбил стекло, мы вылезли… Через несколько секунд от вагона ничего не осталось!