Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


4 дня в мае

военная драма

боевик

Ахим фон Боррис

Штефан Арндт

Алексей Гуськов

Ахим фон Боррис

Эдуард Резник

Павел Вензел

Алексей Гуськов

Бернд Фишер

Томас Файнер

X-Filme Creative Pool

ЗАО Студия «F.A.F.»

LLC Aurora Production

Hessischer Rundfunk (HR)

ARTE

Norddeutscher Rundfunk (NDR)

97 мин.

Германия

Украина

Россия

русский

немецкий

2011

ID 1699202

«4 дня в мае» — кинофильм, военная драма режиссёра Ахима фон Борриса. Совместное производство Германии, Украины и России. Мировая премьера состоялась в рамках кинофестиваля в Локарно 9 августа 2011 года.

Официальный слоган: «Иногда граница проходит не между „своими“ и „чужими“, а между добром и злом».

Последние дни перед капитуляцией нацистской Германии. Померания, побережье Балтики. Подразделение Советской армии из семи человек во главе с капитаном, прозванным товарищами Горынычем (Гуськов), оставлена для разведки и наблюдения за передвижениями отступающего противника. Группа располагается в большом здании — приюте для девочек-сирот. Невдалеке обнаружен отряд вермахта, ожидающий транспорт для эвакуации в Данию. Обе стороны, понимая, что война практически завершена, не хотят вступать в бой и избирают выжидательную позицию. Сопротивление не закончено лишь для воспитанного в традициях национал-социализма подростка-сироты Петера (Вензель). Но разведчики обезоруживают его и терпеливо пытаются нейтрализовать юношескую агрессию.

8 мая 1945 года в приют приезжает майор, непосредственный командир подразделения, в которую входит разведгруппа. Он пьян по случаю капитуляции Германии. Майор пытается изнасиловать одну из немецких девушек. Капитан обезоруживает его и пресекает эту попытку. Желая устранить свидетелей своего непристойного поведения, майор объявляет, что в здании засели переодетые власовцы, и силами своего подразделения начинает штурмовать приют. Для защиты детей на помощь советским разведчикам приходит не сдавшаяся немецкая часть. Совместно им удаётся обеспечить безопасный отход сирот на рыболовецком баркасе в Данию.

За основу сценария продюсер Алексей Гуськов, выступивший и в качестве исполнителя главной роли, взял публикацию Дмитрия Фоста. В ней автор, ссылаясь на рассказ маршала Советского Союза К. С. Москаленко, описал якобы имевший место случай прихода гитлеровских войск на помощь советской разведгруппе. Разведчики пресекли попытку пьяного майора-танкиста изнасиловать немецкую девушку, позже были им оклеветаны и вынуждены вступить в бой с советской же танковой частью. Потенциальная достоверность рассказа подтверждается его публикацией в авторитетном российском историческом иллюстрированном журнале «Родина». Однако, позднее в том же журнале «Родина» вышла статья кандидата исторических наук Бориса Соколова, в котором он приводит аргументы, ставящие под сомнение подлинность процитированного в рассказе Дмитрия Фоста политдонесения. Позднее другие историки утверждали, что сюжет вымышлен от начала и до конца, включая так и не найденные архивные документы. В частности, российский историк Алексей Исаев по итогам беседы с Дмитрием Фостом выложил откровенный ответ автора о фактической причине появления этой выдумки:

— А. Исаев, «Отчёт»

Кроме того, в произведении Дмитрия Фоста цитируется некое политдонесение неназванного автора, в котором утверждается что бой вел «137 танковый батальон 90 сд». 137 отдельный танковый батальон 29-ой гв. тбр 23 мая 1944 г. переименован во 2-й танковый батальон 96-го гвардейского тяжелого танкового полка. В начале 1945 года 90 сд были приданы 3 танковых полка: 95-й отдельный гвардейский танковый полк, 93-й отдельный гвардейский танковый полк, 46-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва. Возможно, любой из танковых батальонов этих полков, оставшихся с 90 сд или любой другой приданный тб мог получить наименование 137 отб и в донесении для краткости именоваться «137 тб 90 сд». Данное предположение не может рассматриваться всерьез — штаты советских отдельных танковых полков не имели в своем составе батальонов, а состояли из рот (например штат № 010/507 для отдельного танкового полка) и следовательно не могли выделить из своего состава никакого батальона.[источник не указан 293 дня]

Андрей Плахов, обозреватель газеты «Коммерсантъ», полагает, что фильм впечатляет самой историей, невероятной, но произошедшей в действительности. Даже если некоторые немецкие зрители ожидали увидеть более негативное описание советских солдат, то они были разочарованы.

— А. Плахов, «Коммерсант»

Критик Денис Рузаев из еженедельника «Time Out» считает, что присутствие Алексея Гуськова в картине сразу в двух ипостасях — актёра и продюсера — неизбежно повлияло на весь творческий результат: «Как бы фон Боррис ни старался выписывать характеры и выстраивать мизансцены, ничего не поделаешь — приходится держать долгие крупные планы артиста Гуськова».

По мнению обозревателя «Известий» Ларисы Юсиповой, режиссёр снял «спокойный, культурный» фильм — без лозунгов о переосмыслении истории, но с очевидным гуманистическим посылом.

7 мая 2012 года телеканал НТВ снял с эфира показ ленты «4 дня в мае», объяснив свое решение тем, что намерение показать этот фильм вызвало крайне негативную реакцию ветеранских организаций и отдельных зрителей — участников Великой Отечественной войны.