Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


А зори здесь тихие (фильм, 1972)

драма

военный,

экранизация

Станислав Ростоцкий

Борис Васильев

Станислав Ростоцкий

Андрей Мартынов

Ольга Остроумова,

Ирина Долганова

Елена Драпеко

Ирина Шевчук

Екатерина Маркова

Вячеслав Шумский

Кирилл Молчанов

Киностудия им. М. Горького

188 мин. 10+9 частей 2725+2449 метров

СССР

Русский

1972

ID 0068161

«А зори здесь тихие» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.

В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне 1960—1970-х годов. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке (Москва). В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.

Только актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров в главной роли картина стала настоящим дебютом на большом экране. Андрей Мартынов, которому на момент съёмок исполнилось только 26 лет, сыграл роль 32-летнего (по книге) старшины Федота Васкова и на экране выглядел намного солиднее своих лет.

Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в Карелии.

У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитных войск. К старшине Федоту Васкову (бывшему разведчику, ветерану финской войны), недовольному поведением солдат (в частности пьянством и тягой к противоположному полу), присылают девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу.

Находясь в самовольной отлучке, одна из бойцов взвода, командир отделения Рита Осянина, обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов. Осянина, вернувшись в расположение, докладывает об этом старшине Васкову, и тот принимает решение остановить вражескую группу.

Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват диверсантов, возможной целью которых является Кировская железная дорога.

Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один старшина. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с командиром. Когда он конвоирует их в тыл, его нагоняют советские солдаты, возглавляемые «товарищем Третьим» и Кирьяновой. После демобилизации Васков усыновляет сына Риты Осяниной.

Через тридцать лет Васков и его приёмный сын устанавливают мемориальную доску в районе гибели Жени Комельковой, Риты Осяниной, Лизы Бричкиной, Галины Четвертак и Сони Гурвич.

Фильм снят очень близко к тексту книги, и отличия можно найти в незначительных деталях:

Действие фильма проходит в тылу, и название второй серии «Бой местного значения» подчеркивает то, что произошедшее — всего лишь эпизод большой войны, который, тем не менее, привлёк пристальное внимание. История пяти девушек стала обобщающим портретом народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне.

Сцены военного времени сняты в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме, тогда как в цвете сняты сцены современности, а воспоминания и мечты девушек — в цвете и в условно-романтическом стиле.

Особые сложности возникли в связи со съёмкой эпизода в бане. В советском кинематографе того периода весьма редко допускались столь откровенные съёмки обнажённого женского тела, но режиссёр картины преследовал определённые художественные цели. Станислав Ростоцкий объяснял суть сцены актрисам, которых пришлось уговаривать раздеться перед камерой так:

Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать.

Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. Картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1973 года — её посмотрело около 66 миллионов человек. В 2002 году во время опроса (социологическая компания «Башкиров и партнёры») она была признана самой популярной картиной о Великой Отечественной войне.

В советское время фильм входил в число рекомендованных к просмотру в рамках школьной программы. Входит в образовательную программу российских вузов по специальности «журналистика».

«А зори здесь тихие…» наряду с фильмом «Как закалялась сталь» — один из самых популярных советских фильмов в Китае. Его высоко ценил Дэн Сяопин. В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами снят римейк — телевизионный сериал «А зори здесь тихие» (19 серий).

Земля и люди • Дело было в Пенькове • Майские звёзды • На семи ветрах • Зимние этюды • Герой нашего времени • Доживём до понедельника • А зори здесь тихие • Белый Бим Чёрное ухо • Профессия — киноактёр • Эскадрон гусар летучих • И на камнях растут деревья • Из жизни Фёдора Кузькина