Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Амистад (фильм)

исторический

драма

Стивен Спилберг

Стивен Спилберг

Дебби Аллен

Колин Уильямс

Дэвид Францони

Морган Фримен

Энтони Хопкинс

Януш Камински

Джон Уильямс

DreamWorks SKG

Home Box Office (HBO)

152 мин.

36 млн $

44,2 млн $

США

английский

менде

испанский

1997

ID 0118607

«Амиста́д» (исп. Amistad) — фильм режиссёра Стивена Спилберга, вышедший на экраны в 1997 году и рассказывающий о борьбе за отмену рабства в США в 40-е годы XIX века. Фильм получил четыре номинации на премию «Оскар». Тему борьбы против рабства Спилберг продолжил в картине «Линкольн», вышедшей на экраны в 2012 году.

Фильм основан на реальных событиях и романе Уильяма Оуэнса «Черный бунт» (англ. Black Mutiny).

1839 год. То был период в мировой истории, когда, по словам королевы Испании Изабеллы II: «работорговля остаётся столом для деловых переговоров» (в фильме её играет 15-летняя Аннa Пакуин).

Испанский корабль «La Amistad» (по иронии, в переводе с испанского это означает «Дружба»), грузится на Кубе рабами из африканской страны Сьерра-Леоне. Они поднимают бунт, безжалостно убивая почти всю команду работорговцев, включая кока, и пытаются повернуть к африканским берегам — в родную Сьерра-Леоне. Оставив парочку белых, которые должны помочь им плыть на Восток, горе-корабельщики ищут путь по звёздам.

Но, проплавав шесть недель рядышком с Бермудским треугольником, темнокожие борцы за свободу попадают аккурат в США, где их судят как мятежников, предварительно заковав в кандалы.

Федеральный суд штата Коннектикут (единственного штата, где рабы могли быть свободными) в тупике: Испания требует вернуть ей собственность (то есть — рабов) назад, береговая охрана США хочет получить деньги как компенсацию за спасение иностранной собственности (корабля), а по мнению нью-йоркского бизнесмена (и одного из ярких борцов против рабства) Таппана (Стеллан Скарсгард) — темнокожих пленников надо освободить.

Вдобавок ко всему госсекретарь США Джон Форсайт (а с его подачи и президент страны Мартин Ван Бюрен) предлагает поддержать притязания испанского двора. По словам сторонников выдачи испанцам рабов, в США насчитывается 4 млн негров, которых надо держать в повиновении. И это важнее, чем 44 мятежника, принадлежащие мадридскому двору. Тем более что договор с Испанией о возвращении незаконно отнятой собственности был подписан ещё в 1795 году.

По закону пленникам полагается защитник, которым становится мастер судебных дел по недвижимости Роджер Болдуин. Поначалу адвокат явно проигрывает окружному прокурору: обвинитель показывает документы, подтверждающие права Испании на рабов. Обвинение поддержано присутствием на суде и госсекретаря США.

У адвоката же, помимо отсутствия доказательной базы, возникает много проблем с подзащитными, главные из которых — языковой барьер и нежелание узников идти на сотрудничество с белым адвокатом. На стороне подсудимых — аболиционисты (сторонники отмены рабства), лидер которых, бывший раб Теодор Джоудсон полностью поддерживает темнокожих братьев (персонажа, которого играет Морган Фриман, в действительности никогда не существовало, это собирательный образ афроамериканских аболиционистов).

Оппонентом защите становится тогдашний (восьмой) президент США Ван Бюрен, который в интересах собственной предвыборной кампании («Ван Бюрена — на второй срок!») пытается получить голоса рабовладельцев-южан.

Но, найдя наконец-то в лице бесстрашного вожака африканца Синке союзника, молодой адвокат сумел переломить ход процесса. Болдуин образно показал Синке, что все его прежние подвиги на родине (а он камнем смог убить дикого льва), могут пригодится в этом суде: «Здесь — второй лев, суд — это твой новый лев и надо здесь спасать свою семью и своих сородичей!».

Да и сам адвокат перестроился. Если в начале суда Болдуин мог лишь выдвигать патетические аргументы, например, махнуть руками в сторону обвиняемых: «Вот мои доказательства!», — то теперь он находит документальное подтверждение невиновности темнокожих обвиняемых.

Старый судья Джоттсон всё больше и больше склоняется к доводам защиты. Тогда президент Ван Бюрен меняет судью — на молодого и честолюбивого Коглина, одновременно убирает присяжных, которые могут поверить сердобольным речам аболиционистов. Но и при новом составе суда защита находит нетривиальные ходы.

Среди прочих свидетелей защиты Болдуин привлекает английского капитана Фицджеральда, чей корабль патрулировал побережье Западной Африки для борьбы с работоговлей (в Англии рабство тогда уже было запрещено). Найдены свидетельства, подтверждающие слова Синке о зверствах его поработителей. Доказано, что действительно экипаж португальского корабля «Текора», на котором был вывезен Синко, в пути мог уничтожить рабов и выбросить безжалостно полусотню человек в море. Аргументы безукоризненны.

Вердикт судьи Коглина начался вроде с приятных для ушей прокурора слов в поддержку Президента и испанской королевы. Но затем, по мере выступления судьи, представители обвинения тихо стонут: двух испанцев, спасшихся во время мятежа, за жестокое обращение и работорговлю в зале суда берут под стражу. А темнокожих пленников судья Коглин требует немедленно освободить и отправить за счёт федеральных властей на Родину. Победа?

Но у обвинения есть ещё одна попытка оспорить приговор в Верховном Суде США. Шансы у прокурора здесь велики: большинство членов Высшей судебной инстанции страны — южане, выходцы из богатых семейств землевладельцев-работорговцев.

Запущен слух, что если дело выиграют рабы, то всколыхнётся весь Юг, и это приведет к Гражданской войне. Для защиты мало сильных доводов, нужны сильные личности с сильнейшими доводами.

Лишь вмешательство бывшего (шестого) президента, занимавшего после ухода из Белого дома пост конгрессмена из Массачусетса Джона Куинси Адамса (Энтони Хопкинс), меняет ход судебного заседания. До этого (на первом этапе суда) он дважды отказывался от участия в процессе. Но выступление в Верховном Суде для него имело свой шарм, и он уверенно поддержал защиту.

Адамс произносит блестящую речь во славу Свободы, которая была провозглашена Отцами-основателями США. Во время речи Адамс обходит бюсты первых шести Президентов и задерживается у белого бюста своего отца — Джона Адамса. Этот пассаж бывшего президента восхищает судей, и не найдя юридических зацепок в пользу выдачи пленников Испании, подтверждают права рабов на Свободу и отправку домой. Изящно обойдены и условия договора с Испанией: он не применим к данному случаю, так как темнокожие пленники не были незаконно отняты у Испании.

После всех злоключений Синке вернулся в Сьерра-Леоне. Здесь он узнал, что на родине идет гражданская война, а семья бесследно исчезла и, по слухам, продана в рабство.

А Ван Бюрена так и не избрали в президенты, хозяином Белого дома в 1840 году стал генерал Гаррисон.

Полный список см. на IMDb.com.

— Дон Б. Соува

Адамс: Не больше, чем здесь (показывает на розовый куст, вывезенный из Вашингтона и растущий в горшке)

Синке: Разве так можно? Разве вождя можно менять?

Адамс: Твои!