Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Анюта (фильм, 1982)

фильм-балет

А. Белинский

В. Васильев

Александр Белинский

А. П. Чехов

Е. Максимова

В. Васильев

Г. Абайдулов

Генрих Маранджян

Валерий Гаврилин

Ленфильм

71 мин

СССР

русский

1982

ID 0238840

«Анюта» — фильм-балет по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова «Анна на шее», поставленный режиссёром А. А. Белинским и балетмейстером В. В. Васильевым в 1982 году, на музыку Валерия Гаврилина с Екатериной Максимовой в роли Анны.

Фильм-балет А. Белинского и В. Васильева стал первой постановкой балета «Анюта», на театральной сцене получившего свою жизнь лишь в 1986 году, когда он был поставлен в театре Неаполя, а затем и в Большом театре в СССР.

Телебалет «Анюта», имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР.

Основной сюжетной линией фильма-балета стала история жизни Анюты, девушки из бедной семьи, вышедшей замуж за зажиточного чиновника Модеста Алексеевича и ослеплённой «блеском света».

Замысел балета по мотивам рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» родился из Вальса композитора Валерия Гаврилина:

Тема чиновников возникла из его оркестрового сочинения «Государственная машина».

Знаменитая тарантелла, часто исполняемая в концертах, представляет собой оркестровку пьесы «Французская песенка» из «Фортепианного альбома».

Ни одного номера композитор не писал специально для балета «Анюта».

Музыка Валерия Гаврилина была записана оркестром Ленинградской государственной филармонии имени Д. Шостаковича, дирижёр Станислав Горковенко.

Постановка хореографических номеров Владимиром Васильевым осуществлялась, как «монтажная хореография». Танец в фильме-балете снимался фрагментами, крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимались несколько мест действия, иногда параллельная хореографическая жизнь разных персонажей. Поиски Владимира Васильева в этой области начались с телефильма «Жиголо и Жиголетта»

Владимир Васильев так вспоминал о работе над фильмом-балетом:

«Хореограф на телевидении изначально принимает функции режиссёра, и это всегда очень интересно, особенно в период монтажа. Когда мы снимали отдельные сцены, мы их уже видели „монтажно“… Каждый раз на практике познаёшь всё новые закономерности. В искусстве невозможно всё постичь. Только дилетантам кажется, что они всё знают».

Интересен в «Анюте» эпизод «семейного альбома», который перелистывает отец Анны. В его воспоминаниях возникает маленькая Анюта (Кира Кириллова), её отец (В. Васильев) и умершая мать (Е. Максимова).

В своём произведении Чехов так описывает эту сцену:

«Её покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и возилась с Аней и одевала её изящно, как куклу, и научила её говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку».

Балет в двух актах «Анюта», по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»

Композитор — Валерий Гаврилин, сценарий — Александр Белинский и Владимир Васильев. Балетмейстер В. В. Васильев. Художник — Б. С. Маневич, дирижёр — С. К. Горковенко («Сан Карло»), А. А. Лавренюк (Большой театр)

В разное время партии исполняли:

«Анюта» была поставлена в других городах, среди которых Челябинск (1987), Пермь (1990), и Минск (2012)