Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Апокалипсис (фильм)

драма

приключения

Мел Гибсон

Мел Гибсон

Брюс Дэвей

Мел Гибсон

Фарад Сафиниа

Руди Янблад

Далия Эрнандез

Джонатан Брюэр

Моррис Бердйеллоухэд

Дин Семлер

Джеймс Хорнер

Icon Entertainmnet

Touchstone Pictures

139 мин.

40 млн $

120,6 млн $

США

юкатекский

2006

ID 0472043

«Апокалипсис» (англ. Apocalypto от греч. αποκαλύπτω — открывать, обнаруживать; разоблачать) — фильм Мела Гибсона, вышедший в 2006 году. Действие фильма происходит на Юкатане конца XV века, на закате доколумбовой эпохи. Все диалоги в фильме — на юкатекском языке.

На небольшую деревню, расположенную в джунглях, где живёт племя молодого охотника по имени Лапа Ягуара, нападают охотники за людьми. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену Семёрку и малолетнего сына, спустив их по верёвке в глубокую яму (сенот). Захватчики разоряют деревню и уводят оставшихся в живых в плен. На обратном пути они встречают девочку, последнюю в живых из поселения, где все погибли от эпидемии. Девочка хочет просить о помощи, но воины избивают ее, не давая приблизиться. Она входит в транс и со злобой предрекает им смерть и гибель их мира. Пленников приводят в город майя, где женщин, кроме старух, продают в рабство, а мужчин собираются принести в жертву.

На пирамиде, вокруг которой собрались толпы городских жителей, жрецы приносят пленников в жертву богу Кукулькану. Жертвам распарывают грудь, вынимая ещё бьющееся сердце, а затем отрубают голову и сбрасывают брызжущее кровью тело по ступеням пирамиды. Когда наступает очередь Лапы Ягуара, начинается солнечное затмение, приводящее жителей в замешательство. Верховный жрец, зная о природе явления, сообщает жителям, что Кукулькан вполне удовлетворён жертвами, и солнце сейчас вернётся. Через несколько минут солнце возвращается, жители приходят в религиозный восторг. Верховный жрец отдает несостоявшихся жертв воинам.

Лапу Ягуара и его оставшихся в живых соплеменников приводят на поле, за которым начинаются кукурузные заросли. Захватчики отпускают их парами, приказывая бежать через поле и мечут в бегущих копья и камни, стреляют из луков. Добежавший до конца поля может скрыться в зарослях. Раненый Лапа Ягуара убивает сына предводителя группы преследователей, который добивал поверженных беглецов, и скрывается в зарослях. За ним начинается бешеная погоня. В джунглях один за другим преследователи гибнут при обстоятельствах, которые им ранее предрекла больная девочка. Тем временем начавшийся дождь затапливает яму, в которой скрывается жена Лапы Ягуара. У неё происходят роды и на свет появляется малыш. Возникает опасность гибели всей семьи в результате затопления. Только Лапа Ягуара может спасти семью.

Погоня за Лапой Ягуара продолжается. Двое оставшихся в живых преследователей в конце концов настигают Лапу Ягуара на берегу моря. Измождённый охотник падает на колени. Приблизившиеся преследователи устремляют свои взоры в море и останавливаются как вкопанные. То, что они видят, потрясает их настолько, что они забывают о своей жертве. Перед ними — огромные парусные корабли конкистадоров и направляющиеся к берегу шлюпки с вооружёнными воинами и миссионерами. Поражённые увиденным, преследователи уже не обращают внимания на Лапу Ягуара. Воспользовавшись моментом, он убегает от них и возвращается в деревню, где освобождает из ямы свою жену и детей. Он уводит семью в джунгли, чтобы основать новое стойбище и продолжить род, полагая, что конкистадоры, как и майя, ничего хорошего не принесут.

Сценарист и сопродюсер фильма Фархад Сафиния впервые повстречался с Мелом Гибсоном, работая в качестве помощника режиссёра на съёмках фильма «Страсти Христовы». Гибсон и Сафиния нашли время, чтобы побеседовать о «их общей любви к фильмам и о том что волнует их при работе над фильмами».

Гибсон заявил, что они хотели «встряхнуть застоявшийся жанр приключенческого боевика», где господствуют компьютерные технологии, обычные истории и мелкие роли, и создать погоню, «похожую на автомобильную гонку, где нужно только поворачивать переключатели».

Гибсона и Сафинии интересовали изображения и исследования древней культуры, существовавшей до пришествия европейцев. Они рассматривали культуры ацтеков и майя, но в итоге остановились на майя ввиду её высокой утончённости и последующего упадка.

Гибсон и Сафиния изучали древнюю историю майя, читая мифы о создании и гибели цивилизации майя, штудировали священные тексты, такие как Пополь-Вух. В аудиокомментариях по поводу первого выпуска фильма на DVD Сафиния заявляет, что основой рассказа старого шамана (роль которого исполнил Эспиридион Акоста Каче, являющийся сказочником индейцев майя) послужила подлинная месоамериканская история, переведённая на современный юкатекский язык молодым профессором майя Иларио Чи Канулом, который принимал участие при постановке диалогов на съёмках фильма. При разработке сценария Сафиния и Гибсон совершали поездки в Гватемалу, Коста-Рику и на полуостров Юкатан, чтобы найти места съёмок фильма и посетить руины майя.

Стремясь к исторической достоверности создатели фильма пригласили в качестве консультанта Ричарда Д. Хансена, специалиста по майя, доцента археологии университеат штата Айдахо и руководителя проекта Mirador Basin по сохранению большого участка дождевого гватемальского леса и руин майя которые находятся на его территории. Гибсон сказал так об участии Хансена: «Ричард заразил нас своим энтузиазмом. Он сумел убедить и успокоить нас, что в написанном нами наряду с воображением присутствовала и некоторая достоверность».

Несмотря на предположения авторов что им удалось достичь исторической достоверности, другие исследователи месоамериканской истории указывают на многочисленные искажения.

Гибсона также интересует включение малоизвестных языков при создании фильмов: он уже использовал арамейский, латынь и иврит в ходе съёмок фильма «Страсти Христовы». Диалоги фильма «Апокалипто» построены полностью на юкатекском языке. Гибсон объясняет: «Я думаю, когда аудитория слышит различные языки, то полностью уходит из собственной реальности и погружается в мир, показанный в фильме. И что более важно, это также делает акцент на кинематографических визуальных эффектах, которые являются видом универсального языка сердца».

Для съёмок фильма Мел Гибсон пригласил актёров из Мехико и Юкатана или потомков индейских народов Канады и США. Для режиссёра было важным, что «эти персонажи были абсолютно похожи на месоамериканцев доколумбовой эпохи. Некоторые из самых юных или старейших членов съёмочной команды были индейцами майя, которые не владели другими языками, кроме юкатекского и никогда прежде не видели высотных зданий».

Гибсон объясняет, что хотел видеть неизвестных актёров, поскольку они могли сыграть определённых мифических персонажей и у аудитории не возникло бы ассоциаций с прежде сыгранными их ролями. «Условия съёмки предоставляли широкий выбор. Вы можете пойти против типа или согласно типу. В данном случае я предпочёл провести отбор актёров, соответствовавших прототипам ввиду наличия диалекта и неустановленного исторического периода, в который происходило действие фильма». В дополнение к ведущим актёрам некоторые сцены потребовали участия, по меньшей мере 700 статистов.

В съёмочную команду входила большая группа визажистов и костюмеров, они работали для того чтобы придать большому числу исполнителей образ майя. Группа визажистов под руководством Альдо Синьоретти ежедневно накладывали аппликации изображавшие татуировки, шрамы и туннели в мочках ушей всем актёрам появлявшимся на экране. Согласно консультанту Ричарду Д. Харрису: «Я проводил час за часом изучая керамику и рисунки в поисках изображений татуировок. Были исследованы все шрамирования и татуировки, инкрустированные нефритом зубы, предметы вставленные в уши. Небольшой прут продетый через уши и носовую перегородку был полностью артистическим новшеством . Для примера внимания уделяемого к деталям, изображение татуировки (горизонтальная полоса с двумя точками над ней) на Семёрке, жене Лапы Ягуара представляет собой символьное обозначение используемое майя для цифры семь».

Для исследования оружия майя и создания его образцов был нанят английский бронник и оружейник Симон Атертон работавший с Гибсоном на съёмках фильма «Отважное сердце». Гибсон разрешил Атертону сняться в роли францисканского монаха держащего крест в одной из финальных сцен фильма.

Мел Гибсон желал, чтобы фильм Апокалипто был снят на фоне настоящих зданий и не хотел полагаться на изображения, созданные компьютерной графикой. Большинство ступенчатых пирамид в городе майя были моделями построенными Томасом Е. Сандерсом, который так объясняет свой подход: «Мы хотели показать мир майя, но не посредством документального фильма. Мы хотели добиться наибольшего зрительного эффекта. Как и в «Отважном сердце» вы идёте по границе истории и кинематографа. Мы сделали прекрасный фильм».

Хотя многие архитектурные детали города майя корректны они являются смесью взятой из различных областей и эпох, Фархад Сафиния заявил что это было сделано из эстетических соображений. Хотя действие фильма происходит в постклассическую эпоху цивилизации майя, центральная пирамида взята из классического периода, закончившегося в 900 г от Рождества Христова. Более того, храмы построены по образцу храмов Тикаля в классическом стиле центральных долин и в то же время украшены в пуукском архитектурном стиле северо-западного района Юкатана, утвердившегося спустя столетия. Ричард Хансен комментирует: «В постклассическом периоде не было ничего, что могло бы сравниться с величием пирамид, показанных в фильме. Но Гибсон … пытался показать богатство, сокровища, потребление ресурсов» . Изображения на фресках на пути героев взяты из кодексов майя, руин Бонампака (фресок сделанных за 700 лет до создания фильма) и руин Сан-Бартоло (за 1500 лет до съёмок фильма).

Гибсон снимал фильм, в основном, в муниципалитетах Катемако, Сан-Андрес Тустла и Пасо де Овехас мексиканского штата Веракрус. Водопад показанный в фильме – это настоящий водопад называемый Salto de Eyipantla в Сан-Андрес Тукстла. Другие съёмки проводились в департаменте Эль- Петен (Гватемала) силами дублирующих команд. Выпуск фильма был намечен на 4-е августа 2006 года, но компания Touchstone Pictures отложила дату выпуска до 8-го декабря 2006 года, ввиду сильных дождей и двух ураганов, помешавших съёмкам фильма в Мексике. Основные съёмки были закончены в июле 2006 года.

Апокалипто был снят на цифровое видео с высоким разрешением, использовались камеры Panavision Genesis. Гибсон и кинематографист Дин Симлер использовали систему камер Spydercam, позволяющую снимать с высоты, это оборудование было использовано в сцене прыжка Лапы Ягуара в водопад.

В фильме было показано множество животных, включая центральноамериканского тапира и чёрную пантеру. В сценах где животным наносятся ранения, использовалась аниматроника или куклы.

Саундтрек для Апокалипто был составлен композитором Джеймсом Хорнером, это была его третья работа вместе с Мелом Гибсоном. В саундреке мало традиционной оркестровой партитуры, вместо неё включён большой массив экзотических инструментов и вокала пакистанского певца Рахата Нусрата Фатха Али-хана.

В то время как Мел Гибсон профинансировал съёмки фильма через свою компанию Icon Productions, компания Disney подписала контракт на прокат фильма на нескольких рынках. Привлечение внимания общественности к фильму началось с декабря 2005 года, после выпуска короткого трейлера, перед началом главных съёмок и перед назначением Руди Янгблада на роль Лапы Ягуара. В качестве шутки Гибсон снялся на одном из кадров, в образе бородатого режиссёра в клетчатой рубашке с сигаретой в зубах, на фоне группы покрытых пылью майя. Бритый наголо Гибсон, также снялся во фрагменте введения церемонии присуждения медалей Оскар в 2006 году, снятом на языке майя, где он отказывается провести церемонию. 23 сентября 2006 года был показан ещё не отснятый до конца фильм двум аудиториям, состоящим из коренных американцев в Riverwind Casino (принадлежащего народу Чикасоу) городка Голдсби (штат Оклахома) и в универститете Кэмерона, города Лотон (Оклахома). 24-г сентября Гибсон провёл предварительный показ фильма в Остине (Техас), вместе с главным актёром фильма Руди Янгбладом. Гибсон показал фильм и в Лос-Анджелесе для членов общины майя, где также принял участие в собрании Q&A Latin Business Association. В связи с восторженными откликами зрителей компания Дисней решила провести показ фильма на более чем 2500 киноэкранах.

Согласно Мелу Гибсону, выбор эпохи майя для Апокалипто является «всего лишь фоном» для более общей истории изучения «цивилизаций и того что их определяет». Фоном событий фильма является упадок цивилизации майя (который создатели фильма изучали перед написанием сценария), хотя в фильме это и не выражается прямо. Согласно археологу Майклу Д. Кою «Цивилизация майя в центральной области достигла своего полного блеска в начале восьмого столетия, но при этом уже несла семена собственной гибели - через последующих полтора столетия все её могущественные города были охвачены упадком и в итоге жители покинули их. Это была, несомненно, одна из наиболее глубоких социальных и демографических катастроф во всей человеческой истории». В качестве одной из ведущих причин упадка великой империи, Кой называет «упадок окружающей среды» наряду с «междоусобными войнами», «перенаселением» и «засухой». «Появляется всё больше доказательств обширной вырубки лесов и эрозии охватившей центральную область. Апокалипсис майя, несомненно, имел экологические причины». В ходе фильма демонстрируются сцены разъедающей коррупции. Высший класс майя, показанный в фильме, предаётся чрезмерному потреблению, их огромное богатство контрастирует с чрезмерной беднотой, болезнями и рабством. Деградация окружающей среды показана как результат эксплуатации природных ресурсов, таких как чрезмерная добыча и возделывание земель, так и обращением с людьми: семьи и целые племена захватываются и продаются в рабство. В фильме показаны рабы собирающие известь для производства стукко, покрывающего храмы, некоторые историки рассматривают эти действия как главный фактор упадка майя. Согласно одному из вычислений, для производства тонны негашенной извести требуется пять тонн древесины. Исторический консультант фильма Ричард Д. Хансен объясняет «В Эль-Мирадоре я обнаружил что для покрытия стукко одной из пирамид нужно вырубить 650 гектаров (1.600 акров) леса... Эта эпическая постройка производит опустошение в огромных масштабах».

Создатели фильма хотели показать актуальность упадка цивилизации майя для современного общества. Проблемы «с которыми столкнулись майя необычайно схожи с проблемами стоящими сегодня перед нашей цивилизацией» - заявил соавтор Сафиния в ходе производства фильма, «особенно с деградацией природной среды в широких масштабах, чрезмерным потреблением и политической коррупцией». Сам Гибсон заявляет, что фильм является попыткой показать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего: «Люди думают, что современный человек настолько просвещён, но мы уязвимы для тех же факторов и мы также способны на такой же героизм и превосходство». Фильм выступает как средство культурной критики – по словам Хансена «общественного заявления» - давая понять что никогда не поздно подвергнуть сомнению наши собственные предположения о морали.

Однако Гибсон также заявил, что хотел чтобы фильм был скорее оптимистическим, чем в целом негативным. Гибсон определил название фильма как «новое начало или откровение - открытие». Он сказал: «Всё имеет начало и конец так происходит со всеми цивилизациями». Греческое слово (ἀποκαλύπτω, apokaluptō) на деле имеет значения «Я открываю», «обнаруживаю» или «показываю». Гибсон также заявил что темой фильма является изучение первичных страхов.

Фильм был выпущен в США 8 декабря 2006 года и получил в общем положительные отзывы от ведущих кинокритиков. В телешоу Ebert & Roeper Ричард Ропер и приглашённый критик Аиша Тайлер дали фильму рейтинг «два больших поднятых пальца». Майкл Медвед дал фильму четыре звезды (из четырёх) назвав фильм «фильмом-погоней налитым адреналином» и ...

Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое. Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме.

Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека, мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате.

На сайте Rotten Tomatoes положительными оказались 64 % рецензий кинокритиков. На Metacritic средний рейтинг фильма составляет 68 баллов из 100 на основе 37 обзоров.

Во время подготовки кадров к рецензии фильма "Апокалипсис" Алекс Экслер заметил в сцене с трупами яркое пятно. Прокручивая по кадрам, он заметил, что на позиции 02:18:06 находится забавный кадр с человеком в красной одежде и зонтом, похожим на персонажа по имени Wally из популярной серии книг "Wheres Wally". Это всего один кадр, поэтому он незаметен во время просмотра фильма.

↑ Показывать компактно

Человек без лица • Храброе сердце • Страсти Христовы • Апокалипсис