Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Артур и месть Урдалака

Сказка

фантастика

семейный

Люк Бессон

Люк Бессон

Стефани Лекомте

Эммануель Превост

Люк Бессон

Селин Гарсиа (фр.)

Пенни Бальфур

Фредди Хаймор

Миа Фэрроу

Роберт Стэнтон

Тьерри Арбогаст

Эрик Серра

EuropaCorp

90 мин.

65 млн €

Франция

английский

2009

Артур и минипуты

Артур и война двух миров

ID 0940657

«Артур и месть Урдалака» (фр. Arthur et la Vengeance de Maltazard) — фильм режиссёра Люка Бессона. Премьера 2/10 декабря 2009 г.

Двенадцатилетний Артур проходит различные тесты племени Бонго Матасалаи, вождём племени масаев. Ему приходится оставаться наедине с природой, сливаться с окружающим пейзажем, находится среди животных. В это время он готовится и с нетерпением ждёт конца десятого лунного цикла и воссоединения с Селенией. Наконец, наступает ночь, когда цикл кончается. Но внезапно отец Артура, уверенный, что мальчику грозит опасность (у того аллергия на пчел, которых на природе гораздо больше) объявляет, что тому давно пора домой, и каникулы у бабушки окончены. Артур в отчаянии.

И тут Артур получает от крохотного паучка зернышко риса с надписью HELP, осознавая, что минипутам и его возлюбленной, по-видимому, грозит опасность. Как бы то ни было, Артуру приходится сесть в машину, но ему подворачивается удача: отец останавливается на заправке, мама уходит в туалет. И в этот момент Артур прикрывает старого пса Альфреда одеялом, делая это так, чтобы все думали, что это он сам.

Он возвращается домой к прародителям. Бонго Матасалаи предпринимает попытку трансформировать его с помощью телескопа, но это не получается из-за облаков, за которыми скрыта полная луна. Тогда он прибегает к методу лиан, что смертельно опасно. Лианы сжимают мальчика так сильно, что постепенно выжимают из него почти всю воду. В капле сока Артур падает прямо на крышу бара Макса, который даже не обижается и объясняет ему, что случилось со времен его последнего визита. Артур добирается до города, где в первый момент не находит никого вообще. Думая, что случилось что-то страшное, он, в конце концов, находит Короля, и тот объясняет ему, что Селения весь день готовилась к его приходу и была ужасно опечалена, что её возлюбленный не пришёл. Когда, наконец, за городскими воротами появляется Селения, оказывается, что Урдалак взял её в заложники и использует для того, чтобы пробраться в город. Урдалак вдохновленно рассказывает о том, что, когда его город Некрополис был затоплен, он сам попал в дом прародителей Артура, где наблюдал за людьми. Он понял, что сам хочет стать человеком и написал послание на рисовом зернышке, зная, что Артур никогда не откажет в помощи маленьким созданиям.

Угрожая жизни Селении, Урдалак требует, чтобы его пропустили к телескопу. Артур в последний момент спасает любимую, но Урдалак уже превратился в двухметровое чудовище. Он разрушает телескоп, и теперь Артур застрял в обличье минипута.

Фильм сочетает в себе игровые, 3D и смешанные сцены.

В первой части фильма, созданной по первым двум частям книги, деда Артура зовут Арчибальд. В начале третьей части книги упоминается его фамилия — Сюшо. Интересным является и тот факт, что в первой и второй части фильма его играют разные актёры.

Книга «Артур и месть Урдалака» является третьей частью серии книг Люка Бессона «Артур» в первой редакции. В 2010 году в свет вышло второе издание книги. Сюжет в нём идентичен сюжету фильма, присутствуют красочные иллюстрации.

Фильм на Западе был плохо встречен критиками. Мэтью Тёрнер из ViewLondon присудил фильму одну звезду из пяти, отметив хорошую озвучку Лу Ридом главного злодея, но посетовав на посредственную режиссуру и сценарий. Йозеф Проймакис из Греции поставил лишь на пол-звезды больше. Сухдев Санду в статье для «Daily Telegraph» написал, что молодой главный герой, появляется ли он в обычной форме или анимационной, похож на беженца из киберпанка начала 1980-х годов.

В России положительных отзывов намного больше. Например, Алёна Сычёва на сайте ProfiCinema говорит, что фильм нужно рассматривать как фрагмент большой истории; также отмечает очарование минипутского мира и его героев, чьи приключения она называет довольно динамичными и увлекательными. Олег Денежка, обозреватель портала «КиноКадр», также увидел в фильме немало плюсов. Он утверждает, что достоинств у мультфильма много, а недостаток только один: бывает уныло. По словам критика, «зрелище вышло красивым, как Версаль, но, к сожалению, однообразным, как МКАД». Также критик отмечает, что действие в фильме заканчивается, не успев начаться.

Вита Рамм из газеты «Известия» считает, что фильм распадается на несколько частей: сначала Бессон показывает кукольный сокращённый вариант фильма «Микрокосмос», затем обряд инициации Артура, и в третьей новелле мальчик устремляется на помощь минипутам. Стас Елисеев на страницах издания «TimeOut Москва» объясняет желание Люка Бессона клепать средней руки детский палп тем, что у режиссёра много детей.

Обозреватель портала «Киноафиша России» Александр Казанцев отмечает, что «в творчестве Бессона последние лет десять преобладает вовсе не реалистичность, а динамизм и цветастость, и серьёзных соперников в этом за пределами Голливуда у него пока не наблюдается». А Ярослав Забалуев из онлайн-издания «Газета.ру» и вовсе сказал, что фильм Люка Бессона не хуже, а местами даже и лучше поднадоевших мультфильмов студии Pixar.

На сайте «КиноТеатр» Макс Милиан говорит о том, что Люк Бессон «исписался» и последние лет 15 копирует свои старые шедевры: по мнению критика, в фильме можно увидеть всё тех же персонажей из «Подземки» и «пятого элемента», а в глаза будет бросаться красный цвет волос принцессы Селении. Юлия Соха высказалась по поводу сочетания фильма и мультфильма: «Сочетание игрового кино и анимации — идея хорошая, особенно если рассматривать её как способ разграничить мир людей и мир минипутов. Поэтому анимационный минипутоподобный Артур кажется заводной игрушкой и неохотно отождествляется с его человеческим образом».

Были в России и однозначно отрицательные рецензии. Так, Иван Данилов не видит в фильме никаких оригинальных ходов: «Бессон, хладнокровно программируя свой фильм на успех, просто-напросто пихает в него все тренды, все шаблоны, все трюки, которые есть в жанре сказки, немного переиначивая их на свой лад. И никакой души во всём этом пёстром калейдоскопе не чувствуется».