Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Банды Нью-Йорка

Криминальная драма

Мартин Скорсезе

Джерри Роберт Бирн

Лаура Фаттори

Рэнди Файнберг

Грэм Кинг

Джей Кокс

Стивен Заиллян

Кеннет Лонерган

Леонардо Ди Каприо

Камерон Диас

Дэниел Дэй-Льюис

Михаэль Балльхаус

Говард Шор

Miramax Films

166 мин.

97 млн. $

США

Германия

Великобритания

Нидерланды

Италия

2002

ID 0217505

«Банды Нью-Йорка» (англ. Gangs of New York) — масштабный исторический фильм режиссёра Мартина Скорсезе. Премьера фильма состоялась 9 декабря 2002 года.

Теглайн: «Америка была рождена на улицах»

В 1846 г. в Нижнем Манхэттене в районе Пяти Улиц происходит столкновение между бандами «коренных» американцев и эмигрантов, осевших в Нью-Йорке не так давно. В ходе этой драки от рук главаря «коренных» Билла «Мясника» Каттинга погибает предводитель эмигрантов «Священник» Валлон, ирландец по происхождению. Малолетний сын Валлона, Амстердам, попадает в исправительное учреждение, откуда выходит только спустя 16 лет. Он возвращается в свой район, движимый желанием отомстить за смерть своего отца. Но очень быстро он понимает, что сделать это в одиночку у него не выйдет — подобраться к Каттингу не так-то просто. Случайно Амстердам сталкивается со знакомым из далёкого детства — Джонни Сирокко, который помогает ему втереться в доверие к «Мяснику». Так он получает возможность хладнокровно убить своего врага, но вместо этого решает совершить свою месть на глазах у всех в момент празднования очередной годовщины победы «коренных». Но его предают, и план мести проваливается. После этого едва оставшийся в живых Амстердам решает собрать старые ирландские банды вместе и бросить вызов Каттингу.

Масштабная эпическая лента с детально проработанными персонажами и декорациями, в подробностях воссоздающая эпоху Гражданской войны в Америке и характеризующаяся высокой степенью реалистической достоверности. Жанровые особенности: сочетание признаков гангстерского фильма, боевика, политической драмы и мелодрамы. Стилевой особенностью является натурализм, сочетающийся с символизацией и использованием архетипов, а также постмодернистских приёмов: сводки о потерях на фронте («killed in») вызывают в памяти аналогичный эпизод в фильме «Унесённые ветром». Кроваво-натуралистические подробности являются отражением размышлений Скорсезе о природе человеческой агрессивности, характерных, например, для таких его картин, как «Бешеный бык» и «Славные парни».

Характеры персонажей даны в развитии: мотивированные обстоятельствами противоречия в поступках, раздумья и внутренние конфликты. Фабула «Банд Нью-Йорка» в самом общем виде представляет собой «гамлетовский сюжет»: на каком-то этапе Амстердам сомневается, стоит ли ему убивать «Мясника», поскольку чувствует сходство судеб и характеров и поскольку «Мясник» воспринимает Амстердама как сына. На протяжении двух третей фильма развитие действия происходит медленно, с характерным для эпических лент — в качестве сравнения можно привести «Однажды в Америке» — введением малосущественных для сюжета эпизодов; однако все эти эпизоды так или иначе характеризуют либо мотивы поступков персонажей, либо эпоху, а нередко служат целям философской символизации. Присутствуют флешбэки: воспоминания Амстердама о тех или иных ключевых фигурах в эпизоде убийства «Священника» Валлона и крахе его банды «мёртвых кроликов». Последняя треть картины (после эпизода празднования годовщины, характеризующегося высокой степенью драматизма, символизации и натуралистических деталей) отличается, благодаря усилению конфликта между Амстердамом и Биллом, а также усилению масштабности происходящих событий, значительно большей мерой сюжетной напряжённости. В финале фильма, за счет своеобразного «примирения» двух главных героев, за счет смерти многих второстепенных и эпизодических персонажей и символической «смерти» старого Нью-Йорка, создается катарсис.

Высокий уровень операторской работы, а также саундтрек Говарда Шора усиливают впечатление от картины.

Многие рецензенты отмечали в «Бандах Нью-Йорка» наличие излишне кровавых и натуралистических, с их точки зрения, подробностей, а также высокую степень детализации и введение малозначительных эпизодов. Критикой также отмечалось излишнее (в угоду зрителю) заострение внимания на любовной линии между Амстердамом и Дженни Эвердин, неоправданность введения в фильм любовного треугольника и сомнительность соответствия Леонардо Ди Каприо роли главаря банды (при этом убедительность актёрской игры Дэниела Дэй-Льюиса отмечалась значительной частью критиков).

Согласно многим утверждениям, промедление Амстердама и отсрочка им своей мести не мотивированы. Однако этот сюжетный ход является отражением колебаний персонажа в правильности своего выбора; кроме того, отсрочка в совершении мести — следствие договора между Амстердамом и китайской мафией. Создателей фильма упрекали также в неровности монтажа, который и в других фильмах, как правило, является слабым местом Скорсезе.

Основное действие происходит в 1861—1862 году; отражены многие исторические проблемы американского Севера: бедность основной массы населения; расизм; приток эмигрантов и негативное отношение к ним значительной части американского общества; коррупция в органах власти и политических партиях (негласный договор между лидером Демократической партии, реальным историческим персонажем «боссом Твидом» и Биллом Каттингом); призыв на войну эмигрантов, зачастую неспособных даже понять, во имя каких ценностей они сражаются, и нищих представителей коренного населения, не имеющих возможности в качестве откупа выплатить 300 долларов; бунты, вызванные призывом.

При проработке исторической основы ленты Скорсезе пользовался популярно-документальной книгой Г. Осбери «Банды Нью-Йорка»: некоторые персонажи (в частности, Мясник Билл) взяты им оттуда, однако подробности их жизни значительно изменены. В книге присутствуют такие позаимствованные Скорсезе эпизоды истории Нью-Йорка, как войны между бандами, речное пиратство, бунт «мёртвых кроликов» и призывной бунт. Некоторые декорации фильма (например, Старая пивоварня, где происходят первые эпизоды) в деталях воспроизводят иллюстрации к книге.

Сам Скорсезе охарактеризовал эпоху следующим образом: «Это было необычное время для рабочего класса и преступного мира. Время, когда общество было разбито на „племена“, которые постоянно вели войну друг с другом. Первая волна иммигрантов прибыла в Нью-Йорк из Ирландии во время голода в 1840-х годах. Более 15 000 иммигрантов прибывали в гавань Нью-Йорка каждую неделю. У них не было работы, не было денег, они не знали языка. В основном они говорили на ирландско-гэльском. Будучи англосаксами, местные оскорбляли ирландцев, так как считали себя настоящими американцами»; «Гражданская война обрушилась на Нью-Йорк в 1863 г. серией бунтов, которые были самыми ужасными в истории Америки. Они продолжались 4 дня и 4 ночи. Бунтовщики разрушали и сжигали все, что попадалось на их пути. На второй день, когда город был в осаде, первые войска вступили в Нью-Йорк, чтобы подавить мятежников».

Идея снять «Банды Нью-Йорка» возникла у Скорсезе за тридцать лет до их создания, именно благодаря прочтению книги Г. Осбери; однако масштабность замысла требовала значительного финансирования, из-за чего реализацию идеи пришлось надолго отложить. Фабула прорабатывалась совместно со сценаристом Джеем Коксом, который был знаком с книгой ещё до того, как Скорсезе сообщил ему свой замысел. Проработка сценария заняла два десятка лет. «Я рад, что это заняло так много времени, потому что фильм многогранен, и некоторые из этих граней мы смогли разглядеть только прожив ещё 25 лет» (Дж. Кокс).

Скорсезе стоило большого труда уговорить Дэниела Дэй-Льюиса принять участие в фильме; Ди Каприо же предложение сняться в «Бандах…» чрезвычайно обрадовало. Дэй-Льюис тщательно готовился к работе над фильмом, изучая исторические источники, а также практикуясь в навыках профессии мясника.

Фильм был выдвинут на «Оскар» в 10 номинациях, но ни одной из премий не получил. В качестве возможных причин такого решения киноакадемиков назывались:

Киноакадемиков упрекали в недоброжелательном отношении к Мартину Скорсезе, проявившемся в отказе премировать его на протяжении многих лет. Лишь впоследствии лента «Отступники» принесла Скорсезе «Оскар» за режиссуру.

Кто стучится в мою дверь? (1967) • Берта по прозвищу «Товарный вагон» (1972) • Злые улицы (1973) • Алиса здесь больше не живёт (1974) • Таксист (1976) • Нью-Йорк, Нью-Йорк (1977) • Бешеный бык (1980) • Король комедии (1982) • После работы (1985) • Цвет денег (1986) • Последнее искушение Христа (1988) • Славные парни (1990) • Мыс страха (1991) • Эпоха невинности (1993) • Казино (1995) • Кундун (1997) • Воскрешая мертвецов (1999) • Банды Нью-Йорка (2002) • Авиатор (2004) • Отступники (2006) • Остров проклятых (2010) • Хранитель времени (2011) • Волк с Уолл-стрит (2013)

Что такая симпатичная девушка, как ты, делает в таком месте, как это? (1963) • Это не просто только ты, Мюррей! (1964) • Конкретная стрижка (1967) • Зеркальце, зеркальце (эпизод из «Удивительные истории», 1985) • Нью-йоркские истории (новелла «Уроки жизни») (1989) • Сделано в Милане (1990) • Подпольная империя (эпизод из «Подпольная империя», 2010)

Уличные сценки (1970) • Итало-американец (1974) • Американский парень (1978) • Последний вальс (1978) • История американского кино от Мартина Скорсезе (1995) • Моё путешествие в Италию (1999) • Из дальних странствий возвратясь (эпизод из «Блюз», 2003) • Нет пути назад: Боб Дилан (2005) • The Rolling Stones. Да будет свет (2008) • Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире (2011)