Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Белое каление (фильм)

боевик

Рауль Уолш

Луис Ф. Эдельман

Айвен Гофф, Бен Робертс

Джеймс Кэгни

Вирджиния Майо

Эдмонд ОБрайен

Сидни Хикокс

Макс Стайнер

Warner Brothers

114 мин.

США

1949

ID 0042041

«Белое каление» (также распространён ошибочный перевод «Белая горячка») — классический гангстерский фильм 1949 года с Джеймсом Кэгни в главной роли. В 2003 году включён в Национальный реестр фильмов.

Артур Джаррет по кличке Коди — главарь банды, ограбившей поезд. Чтобы избежать смертной казни, он признается в незначительном преступлении, совершённом в это же время в другом штате, и тем самым обеспечивает себе алиби. Он приговорён к 2-летнему тюремному заключению. Отбывая срок, Коди узнаёт, что его мать, которую он обожает, убита. Чтобы покарать виновных, он совершает побег вместе с несколькими другими преступниками, среди которых агент ФБР Хенк Фаллон, которого под именем «Вик Пардо» подсадили в камеру Коди в надежде выяснить, куда он спрятал награбленное...

«Белое каление» — первый плод контракта Джеймса Кэгни с компанией Warner Brothers. Кэгни стал лицом гангстерского жанра ещё в начале 1930-х, затем открыл собственную кинокомпанию, которая к концу 1940-х находилась на грани банкротства. За это время он набрал вес и начал седеть. В «Белом калении» стареющий актёр решил распрощаться с амплуа героя-любовника и предстать перед зрителем в новом качестве: как преступник с психическими отклонениями.

Сценарий фильма был вдохновлён реальной историей «кровавой мамаши» Баркер, которая в годы великой депрессии верховодила целой бандой своих сыновей. Съёмки проходили в мае и июне 1949 года в железнодорожном туннеле под кряжем Санта-Сусана, на нефтеперерабатывающем заводе компании Shell в Торрансе, а также в других районах Калифорнии. Премьера состоялась в Нью-Йорке 2 сентября 1949 года.

На кинокритиков середины XX века фильм произвёл большое впечатление, Босли Краузер даже назвал его «вершиной гангстерского кино». Из современных авторов Дэйв Кер превозносит «динамичную, ударную» режиссуру Уолша, которая заставляет зрителей до самого конца «болеть» за гангстера-психопата. Когда фильм вышел в прокат, ревнители общественной нравственности уловили в нём подспудное прославление асоциальности и насилия.

По мнению биографа Уолша М. Э. Мосс, подлинным главарём шайки является даже не Коди, а его ещё более безжалостная и хладнокровная мамаша. Профессор У. Диксон считает, что отношения главного героя с матерью лишены подлинной психологической проработки: путём введения инцестуальных обертонов сценаристы лишний раз подчеркивают отсутствие здравого смысла в асоциальном поведения Коди и его подельников, иррациональный характер чинимого ими насилия.

Хотя Американский киноинститут числит «Белое каление» в числе лучших образцов гангстерского жанра, жанровая природа фильма неоднозначна: помесь «Лица со шрамом» и «Психо», как выразился один критик. В фильме Уолша гангстерский заряд разбавлен жанровыми элементами нуара, тюремного кино, мелодрамы. С нуаром фильм сближают «психологическая извращённость и атмосфера предательства», а также присутствие роковой женщины.

Фильм снят в конце 1940-х, когда Америка переживала увлечение психоанализом, поэтому для понимания фильма также значима его эдиповская проблематика. От гангстерского кино старой школы «Белое каление» отличает озабоченность новейшими техническими средствами вроде радиопередатчиков и криминалистической лаборатории. Фильм иллюстрирует установку ФБР о том, что наиболее эффективно противостоять иррациональному импульсу психоза и насилия можно при помощи современных научных методик и технологий.

Фигура Коди Джаррета открыла новый раздел в голливудской галерее кинозлодеев. По характеристике Д. Кера, этот сгусток фрейдовского «Оно» не в состоянии контролировать распирающую его энергию и в финале буквально взрывается — вместе с окружающим миром. М. Трофименков пишет, что это «первый великий психопат» в голливудском кино:

Полного противоречий бандита сыграл Джеймс Кэгни, и эта роль стала одной из самых удачных в его карьере. Его психически неуравновешенный персонаж источает угрозу, даже несмотря на эксцентричность. Зрителя тревожат и завораживают его многочисленные странности — внезапные приступы жестокости, припадки наподобие падучей, латентно инцестуальная привязанность к матери.

Диалоги из фильма были использованы в песне Мадонны White Heat с альбома True Blue (посвящена памяти Кэгни) и в трэке рэппера E-40 Back in Business (2010). Отсылки к фильму также присутствуют в комедии «Мёртвые пледов не носят» (1982).