Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Битва за Алжир

драма

исторический

Джилло Понтекорво

Антонио Мусу

Саади Ясеф

Джилло Понтекорво

Франко Салинас

Жан Мартен

Брахим Хаджадж

Саади Ясеф

Марчелло Гатти

Эннио Морриконе

Джилло Понтекорво

Igor Film, Casbah Film

121 мин

823 тыс. $ (в США)

Италия

Алжир

1966

ID 0058946

«Битва за Алжир» (итал. La Battaglia di Algeri) — военная кинодрама итальянского режиссёра Джилло Понтекорво, удостоенная высшей награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва св. Марка». Выход картины на экраны в 1966 году стал одним из самых громких киноскандалов десятилетия. Широко известна музыка к фильму, которую написал Эннио Морриконе.

В центре фильма — события алжирской борьбы за независимость в промежутке между 1954 и 1960 гг., пропущенные через воспоминания находящегося под арестом главного героя. Фильм основан на книге мемуаров Саади Ясефа — одного из лидеров Фронта национального освобождения, спродюсировавшего картину и сыгравшего в ней самого себя. Война показана с обеих сторон. Французский Иностранный легион до этого был выведен из Вьетнама, потерпев там поражение, и теперь его бойцам есть что доказывать. Алжирцы добиваются независимости. Столкновение этих сил вызывает взрыв. Французы применяют пытки, алжирцы — взрывают бомбы в магазинах. Война показана как отвратительная вещь, которая пятнает всех, кто в ней участвует.

Фильм, существующий в 120-, 125- и 135-минутной версиях, стал вершиной кинокарьеры Джилло Понтекорво, разделявшего многие идеалы повстанцев. В художественном отношении «Битва за Алжир» примыкает к итальянской неореалистической традиции. Широкое использование непрофессиональных актёров из Алжира и имитация приёмов кинохроники сообщают картине ощущение стопроцентной подлинности изображаемых событий.

Международный резонанс вокруг «Битвы за Алжир», как считается, подстегнул процесс деколонизации в странах третьего мира. О нём много писали в США — на «Оскар» он выдвигался по трём номинациям. Во Франции фильм был расценен как пропагандистский и запрещён к показу до конца десятилетия.

Реалистическое изображение партизанского движения сделало «Битву за Алжир» любимым фильмом различных радикалов террористического уклона, включая Андреаса Баадера и «чёрных пантер». В начале американского вторжения в Ирак в Пентагоне был организован показ фильма как документа партизанской борьбы в условиях арабского мегаполиса.

Шумиха в прессе вокруг показа в Пентагоне и сопутствующее ей возрождение интереса к творчеству Понтекорво привело к тому, что в 2004 году отреставрированная кинофреска режиссёра вновь вышла на экраны Великобритании, Франции и США. В октябре того же года в рамках проекта The Criterion Collection состоялась презентация DVD c «Битвой за Алжир» и комментариями ведущих режиссёров США (Спайк Ли, Мира Наир, Джулиан Шнабель, Стивен Содерберг, Оливер Стоун) о месте фильма в истории киноискусства.