Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Бриллиантовая рука

криминальная комедия

музыкальный фильм

приключенческий фильм

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай

Яков Костюковский

Морис Слободской

Юрий Никулин

Анатолий Папанов

Андрей Миронов

Игорь Черных

Александр Зацепин

Мосфильм

Творческое объединение «Луч»

94 минуты

СССР

русский

1968

ID 0062759

«Бриллиа́нтовая рука́» — советская эксцентрическая комедия, снятая в 1968 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Один из самых популярных фильмов в истории Советского кино.

Односерийный фильм состоит из двух неравных (вторая значительно короче первой, 5 минут против 1 часа 30 минут) «частей» — «Бриллиант почти не виден» и «Костяная нога», вторая начинается с «Краткого содержания первой части» с быстро сменяющемся на экране нечитаемым текстом.

Сюжет фильма с рабочим названием «Контрабандисты» отчасти основан на реальных событиях: идея возникла у Якова Костюковского после прочтения в газете «За рубежом» заметки о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти ценности в гипсе. Впоследствии выяснилось, что главная интрига фильма не имеет юридических оснований: граждане СССР имели право открыто ввозить в страну драгоценности, однако само по себе такое количество драгоценностей, как в фильме, и их происхождение, вызвали бы неминуемый интерес со стороны КГБ. Так что в этом смысле контрабанда (а это была именно контрабанда, так как ввоз осуществлялся тайно) в фильме имеет абсолютно логичное объяснение в канве сюжетной линии.

Сценарий изначально писали под Юрия Никулина, появление которого в главной роли не вызывало сомнений. В итоге в фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».

В роли Геши Козодоева режиссёр фильма Леонид Гайдай сначала видел Георгия Вицина, но рискнул и пригласил 27-летнего Андрея Миронова — в то время он считался в кинематографических кругах представителем «золотой молодёжи». Позже советские кинокритики писали, что «судьба протянула Миронову свою бриллиантовую руку».

На роль главного бандита-контрабандиста Лёлика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. В первоначальном сценарии Геша и Лёлик носили клички Граф и Механик. На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Спартак Мишулин и Леонид Каневский. Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко, но та категорически отказалась сниматься в купальнике и вообще посчитала роль несерьёзной. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но прошла.

Простой советский человек, скромный служащий «Гипрорыбы» Семён Семёнович Горбунков (Юрий Никулин) отправляется в заграничную туристическую поездку на круизном лайнере. Во время прогулки по восточному городу, случайно поскользнувшись, получает вывих руки. Произнесённые им при этом слова «Чёрт побери!» опять же случайно совпадают с паролем ожидаемого находящимися рядом контрабандистами связника, за которого и принимают Семёна Семёновича контрабандисты. При вправлении вывиха он теряет сознание. Не дожидаясь, пока Семён Семёнович Горбунков придёт в себя («Теплоход через час уйдёт!»), ему накладывают гипсовую повязку, под которую спрятаны золото и бриллианты. Во время «перевязки» Семён Семёнович приходит в себя и, на мгновение приоткрыв глаза, видит происходящее.

А настоящий контрабандист — Геша (Андрей Миронов) — сосед Горбункова по каюте в круизе, заблудившись в городе, прибегает на место уже после ухода Семёна Семёновича.

Преступники - адресаты контрабанды в СССР пытаются во что бы то ни стало заполучить ценности, уверенные, что Горбунков ничего не знает о них. Но Семён Семёнович ставит в известность капитана теплохода, который сообщает обо всём милиции. Милиция начинает «ловлю на живца» — на самого Горбункова, и примерный советский семьянин вступает в поединок с организованной преступной группой.

Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничного Востока) и Сочи. Ресторан «Плакучая ива» соорудили на Мосфильме. Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист, работник журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.

Сцены рыбалки у Белой Скалы снимались у скалы Киселёва в Туапсе и у пионерского лагеря «Орлёнок» (бег Миронова по воде). Сцены лесной погони Геши и Лелика за Горбунковым снимались в Павловской Слободе.

К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл цензуру. Требования худсовета были следующие: сделать менее пассивной роль милиции, сократить эпизод в ресторане с чествованием шефа контрабандистов, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдома Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу».

Цензуре не понравились также следующие сцены с проститутками (одна в «Стамбуле», другая — в гостинице «Атлантика»), пьянства главного героя, безалаберность таможенников и др. Чтобы сохранить фильм в первозданном виде, режиссёр Леонид Гайдай пошёл на трюк: добавил в конце фильма ядерный взрыв на море и заявил комиссии Госкино, что согласен удалять любые сцены, кроме этой. На вопрос о необходимости взрыва он ответил: «Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!» Комиссия согласилась сохранить фильм без иных купюр, но только если будет убран взрыв, на что режиссёр и рассчитывал.

Пьяного, которого забирает милицейский патруль на мотоцикле с коляской, играет сам Леонид Гайдай, он же напевает в этой сцене «Песню про медведей» из своего прошлого кинофильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Рука Гайдая также появляется в сцене кошмарного сна Козодоева.

Заработки членов съёмочной группы:

Отзывы худсовета, который принимал картину, были в целом прохладными. Критики отмечали сбалансированную эксцентричность комедийного начала, но не лучшим образом они отозвались об актёрской игре Нонны Мордюковой и Юрия Никулина.

Критик Майя Туровская так писала о первых впечатлениях после просмотра:

Я увидела в материале удачные вещи и менее удачные. Там, где куски освобождены от быта, — это интересно. Во многом мне понравился Миронов. Меньше, чем обычно, мне здесь нравится Никулин, там, где он в бытовых сценах. Великолепна сцена с полковником, когда идут недосказанные фразы. Дети, кроватки — это всё менее удачно. Многое можно опустить… Слабее всего управдом — Мордюкова. Её очень много, и она несмешна. Вся эксцентрика превосходна…

Некоторые выдержки из рецензии худсовета после показа: «Миронову не везёт в кино, он ещё кривляется», «Мордюкова слишком жирно играет, это безумная одержимая пошлость», «Светличная чересчур соблазнительна», «Никулин мог бы играть острее».

Зрителям картина с первого просмотра понравилась. Фильм является Лидером советского кинопроката (1969, 1 место) и входит в пятёрку лучших картин за всю историю советского проката — 76,7 млн зрителей.

В 1969 году «Комсомольская правда» писала: «После выхода на экраны широкоэкранной кинокомедии „Бриллиантовая рука“ мы провели традиционный конкурс среди читателей. Общее число участников опроса — 88,4 % (от числа подписчиков):

По итогам конкурса, фильм оказался на восьмом месте, а Юрий Никулин, снявшийся в главной роли, занял пятое место.

Фильм стал лучшей отечественной комедией по опросу телезрителей, проведённому РТВ (1995) к 100-летию кино.

Почти каждая произнесённая персонажами фраза стала крылатой и вошла в фольклор. Песня «Про зайцев» из фильма стала популярной застольной песней.

Жанна Фриске и Александр Ревва, Наташа Королёва и другие.

↑ Показывать компактно