Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Бриллианты. Воровство

Рустам Хамдамов

Константин Эрнст

Вячеслав Тельнов

Любовь Аркус

Константин Шавловский

Елена Слатина

Рустам Хамдамов

Диана Вишнёва

Рената Литвинова

Сергей Мокрицкий

Давид Голощёкин

Ленфильм

Мастерская «Сеанс»

26 мин

Россия

2010

«Бриллианты. Воровство» — короткометражный чёрно-белый фильм Рустама Хамдамова. Впервые был показан на Венецианском кинофестивале 9 сентября 2010 года.

Ожидается, что фильм станет первой частью трилогии «Драгоценности», в которую войдут также новеллы «Изумруды. Убийство» и «Без цены».

Съёмки картины начались в апреле 2010 года в Петербурге. Некоторые сцены были сняты, в частности, в заброшенном дворце на Кожевенной улице, а также возле Мухинского училища.

Балетные сцены были полностью поставлены и сняты в Михайловском театре. Сцену «Тени» из «Баядерки» подготовил балетмейстер-репетитор, народный артист СССР Никита Долгушин. В съёмках был занят женский кордебалет Михайловского театра.

Изначально планировалось назвать фильм «Похищение чужого», однако от этого названия решено было отказаться, в частности в связи со сложностью перевода на другие языки.

9 сентября 2010 года фильм был показан (под названием «Бриллианты») на 67-м Венецианском кинофестивале в рамках программы «Горизонты». В сентябре того же года фильм демонстрировался на фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». В конце декабря 2010 года в московской галерее на Солянке открылась выставка, посвящённая фильму, на которой демонстрировался фильм о процессе съёмок, снятый Николаем Хомерики.

15 июля 2011 года в Михайловском театре состоялся премьерный показ фильма в рамках программы «Петербургская эйфория» Санкт-Петербургского Международного Кинофорума. Там же состоялась художественная выставка Рустама Хамдамова, на которой были собраны эскизы к фильму и серия фотографий со съёмочной площадки.

Действие происходит в Ленинграде в 1927г. Девушка рассматривает витрину ювелирного магазина, затем заходит внутрь. Она просит показать ей брошь с бриллиантами. Незаметно она достаёт из кармана маленькие ножницы и режет нить на бусах у женщины, также стоящей возле прилавка. Жемчужины рассыпаются, женщина и два продавца начинают собирать их. Девушка берёт брошь с бриллиантами и уходит из магазина.

Воровка стоит у стены, на которой висит большая афиша фильма «Метрополис». Появляется воздушный шарик, который начинает преследовать героиню. Она идёт по городу, шарик за ней. Девушка заходит в заброшенный дом с красивыми интерьерами, шарик летит туда же. На улице девушка встречает группу детей. Они пытаются помочь ей поймать или проколоть шарик, но им это не удаётся. Девушка даёт детям монетки. Потом она садится на набережной, шарик возле неё.

В комнате с белым интерьером за столом сидит женщина в белом. У неё на голове бумажный конус на резинке, она передвигает его то на лоб (как рог), то на нос. Женщина кормит маленькую девочку, но та отказывается есть, плачет и кричит «Мама!». Потом женщина кормит с той же тарелки большую белую собаку. Время от времени, надвигая бумажный «нос», женщина суёт его в электрическое устройство с лампочками, напоминающее большой радиоприёмник. В это время показывают сцену оперного театра, на которой балерины кордебалета танцуют сцену «Тени» из «Баядерки». Среди балерин — девушка-воровка, которая держит у шеи украденную брошь в виде стрелки. В танце она передаёт брошь другой балерине. В белой комнате собака тащит на себя скатерь, на которой лежит женщина в белом. Та падает на пол.

Сам режиссёр высказался о фильме так: «Это фильм о доброте. Потом будут говорить бог знает что. Как там у Шекспира: „Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет“. Так что это фильм о любви и сердечности».

По мнению Александры Тучинской («Искусство кино»), «оператор Сергей Мокрицкий тонко передает изысканную светорисующую графику чёрно-белого кино, двухслойные планы... Это даже не стилизация, а разрабатываемый опыт поколений, выпавший из сегодняшней торопливо-приблизительной технологии съёмки. Весь фильм — дань этому опыту младенчества и юности кинематографа». Она также отмечает, что сцена кормления ребёнка героиней Ренаты Литвиновой — это «пародийно-апокрифическая интерпретация одного из первых сюжетов киносъемки братьев Люмьер, вошедшего в анналы истории: “Кормление ребенка”».

Балетный критик Юлия Яковлева указывает на множество связей фильма с балетом: так, само название «Бриллианты» — это также название балета Джорджа Баланчина на музыку Петра Чайковского, третья часть триптиха «Драгоценности»; образ Вишнёвой во многом напоминает Ольгу Спесивцеву — «петроградская примадонна голодных, обшарпанных, опасных 1920-х, из которых Баланчин удрал в Европу»; в целом фильм можно считать «нашим обветом» шведскому хореографу Матсу Эку, поставившему множество фильмов-балетов.

Лидия Маслова («Коммерсантъ») назвала фильм «очень манерным и пропитанным символизмом», в котором «возможность несрежиссированных, естественных жизненных проявлений сведена к нулю, и все участники зрелища жёстко скованы формальной авторской сверхзадачей. А заключается она в том, чтобы с предельным эстетством донести до зрителя мысль, что настоящее искусство безлично и бескорыстно».

В горах моё сердце (1967) • Нечаянные радости (1974, не окончен) • Анна Карамазофф (1991) • Вокальные параллели (2005) • Бриллианты. Воровство (2010)