Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Будда рухнул от стыда

драма

Хана Махмальбаф

Марзих Мешкини (Махмальбаф)

Никбахт Норуз (Бактай)

Аббас Алихоме (Аббас)

Абдолали Хосейнали (мальчик-«талиб»)

Остад Али

Makhmalbaf Film House

81 мин

Иран

дари / фарси

2007

ID 1094627

«Будда рухнул от стыда» (перс. بودا از شرم فروریخت‎) — иранский фильм, вышедший на экраны в 2007 году. Его режиссёром является Хана Махмальбаф, а сценаристом её мать, Марзих Мешкини. Основная часть съёмок была проведена в Афганистане, послесъёмочные процессы проходили в Таджикистане и Германии. Большая часть исполнителей ролей фильма являются местными жителями, а не профессиональными актёрами.

Фильм показывает один день из жизни жителей Бамиана, города в Афганистане, где в 2001 году были взорваны древние статуи Будды. Местные дети, не видевшие ничего кроме режима талибов и последующей войны, в своих играх воссоздают всё происходящие вокруг события.

Девочка по имени Бактай не хочет играть в войну, она хочет учиться. Но на пути к своей мечте ей приходится столкнуться со множеством препятствий.

Название фильму дано по цитате из статьи отца режиссёра, Мохсена Махмальбафа. Во французском прокате фильм вышел под названием «Le Cahier» (рус. «Тетрадь»). Эта школьная принадлежность является одним из знаковых символов фильма. Добытая Бактай с помощью незаурядной находчивости, и воспринимаемая ей как первый шаг на пути к осуществлению мечты, тетрадь в конечном итоге оказалась разорвана в жестокой игре местных мальчишек.

Через историю шестилетней девочки, Хана Махмальбаф показывает такие темы, как права детей и женщин в исламском обществе. В силу возраста Бактай ещё не осознаёт смысл и причины запретов и установленных норм поведения. Но зато более старшие мальчики-«талибы», уже успевшие перенять все особенности местного общества знают, что имеют право требовать от неё беспрекословного повиновения, а если что, то и объявить грешницей и забить камнями, пока правда лишь в форме игры. Как говорит Хана Макмальбаф, реалии, показанные в фильме применимы и к Ирану, но из соображений собственной безопасности она не может показывать в своих работах родную страну.

С темой прав человека неразрывно связана и антивоенная тема. Дети олицетворяют будущее: с одной стороны Бактай, идущая в школу, с другой компания местных мальчишек играющих в войну. Мальчишки принуждают Бактай принять участие в игре, она сопротивляется до последнего, но в конечном итоге повинуется, и падает под пулями, пока правда воображаемыми. Сама Хана Махмальбаф говорит, что хочет показать взрослым, как их поведение влияет на детей, ведь если они с детства привыкнут к насилию и войне, то будущее мира в большой опасности.

В России фильм был показан на телеканалах Культура и Эксперт-ТВ.