Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Бунтарь без идеала

драма

Николас Рэй

Дэвид Уайсбарт

Ирвинг Шульман

Стюарт Стерн

Николас Рэй

Джеймс Дин

Натали Вуд

Сэл Минео

Эрнест Халлер

Леонард Розенмен

Warner Bros.

111 мин

$1,5 млн.

США

1955

ID 0048545

«Бунтарь без идеала» (англ. Rebel without A Cause) — американский фильм 1955 года, молодёжная драма с иконой молодёжи своего времени Джеймсом Дином. В России также известен по своему телевизионному имени Бунтовщик без причины.

Джим Старк (Джеймс Дин) находится словно в западне. Он не понимает, что гложет его, но в душе нет спокойствия. Он не может найти общего языка с родителями (Джим Бакус и Энн Дорен) и пытается вписаться в образ тихого юноши из приличной семьи. Но его натура… Она приводит Джима прямо на состязание, целью которого является выяснить, трус он или нет. И Джим вынужден принять этот вызов, брошенный крутым Баззом…

На деле же всё гораздо проще — они борются за внимание Джудит (Натали Вуд), которая также не может найти своё место в жизни. Она постоянно зависает в компании банды Базза, всего лишь пытаясь привлечь внимание отца (Уильям Хоппер)…

И уж, конечно, одинокий Платон (Сэл Минео), предоставленный самому себе, не может помочь Джиму, в котором он видит своего храброго и сильного друга-защитника…

Название фильма заимствовано из научной работыдоктора Роберта М. Линднера, посвящённой проблемам гипноанализа малолетних преступников («Rebel Without A Cause: The Hypnoanalysis of a Criminal Psychopath», 1944). Кинокомпания взяла эту работу за основу фильма главным образом из-за названия, хотя на студии никто не знал, что делать с самим материалом. Линднеру пришлось написать небольшой рассказ о банде юных преступников; позже права на экранизацию этого рассказа выкупили, повествование было расширено, в итоге получился полноценный сценарий.

Ленту собирались делать чёрно-белой и уже отсняли несколько сцен, когда Warner Bros. решила ради престижа сделать цветной фильм в системе CinemaScope. На это студию подтолкнули огромные кассовые сборы фильма «К востоку от рая» (1955) Элиа Казана — предыдущего фильма с Джеймсом Дином. Рэй особенно был счастлив снимать фильм в цвете, так как у него наготове было несколько ярких символов. Практически каждый цвет (начиная от красной куртки Джима и заканчивая его синими джинсами) имел свою символику. Рэй провёл несколько ночей в компании молодёжных банд Лос-Анджелеса, чтобы почувствовать атмосферу событий будущего фильма.

На главную роль хотели пригласить Марлона Брандо, однако от этой идеи пришлось отказаться — за два года до «Бунтовщика» Брандо сыграл в схожем фильме под названием The Wild One, известный как «Дикий одиночка» или «Дикарь» (1953). Джеймс Дин смог сняться в «Бунтовщике», так как съёмки фильма «Гигант» были остановлены из-за беременности Элизабет Тейлор. Вначале он репетировал в доме Рэя, и режиссёр намеренно имитировал декорации гостиной (в доме супругов Старк) под собственную гостиную, чтобы Дину было удобней играть. Именно на съёмках «Бунтовщика» Дин пристрастился к быстрой езде: одна из наиболее известных и жестоких сцен фильма была посвящена гонкам у края пропасти, в которых ради самоутверждения участвовал Джим Старк. На протяжении почти всего фильма Дин был одет в белую футболку, которая с момента её изобретения была исключительно нижним бельём. До Дина в футболках на экране появлялись Марлон Брандо и Джон Уэйн, но именно этот фильм продвинул майку в массы и сделал полноправной верхней одеждой: сразу после выхода фильма продажи футболок сначала в США, а потом и во всём мире сильно возросли.

На роль Джуди пробовалась Джейн Мэнсфилд. Рэй не очень хотел давать эту роль Натали Вуд, потому что считал её слишком наивной и неопытной. Вуд в кратчайшие сроки научилась курить и изменила свои взгляды на жизнь, доказав, что способна быть зрелой и взрослой.

В первом варианте фильма в самом начале бандит избивает отца, который роняет на землю игрушку. Но продюсеры сочли сцену слишком жестокой и вырезали её. Но игрушка не исчезла — Джим играет с ней в самой первой сцене. Также цензура вырезала несколько сцен с Дином и Минео, в которых содержались прозрачные намёки на близкие отношения их героев. В альтернативной концовке Платон выпадает из башни планетария.

Бюджет фильма составил $1,5 млн. Съёмки продолжались с 28 марта до 25 мая 1955 г. Премьера состоялась 27 октября 1955 г. В Великобритании фильм был запрещён к показу до 1968 года. По результатам опроса, проведённого британской сетью мультиплексов UCI Cinemas, фильм был признан самым стильным за всю историю кино.

Трагедия фильма имела продолжение и вне экрана, так как все три исполнителя главных ролей умерли не своей смертью. Минео был убит в Западном Голливуде 12 февраля 1976 г. в возрасте 37 лет. Вуд утонула при загадочных обстоятельствах, катаясь на яхте со своим мужем Робертом Вагнером и Кристофером Уокеном 29 ноября 1981 г в возрасте 43 лет. Дин разбился на гоночном автомобиле на шоссе в Калифорнии 30 сентября 1955 г. в возрасте 24 лет. При этом тяжело ранены были ещё два человека. За два часа до смерти Дина оштрафовали за езду со скоростью 75 миль в час при ограничении в 40. Ник Адамс также трагично закончил свою жизнь — он умер от передозировки наркотиков 7 февраля 1968 г. в возрасте 36 лет, хотя многие считают, что это было преднамеренное убийство.

Саундтрек к фильму выходил в нескольких форматах. В основном, как сборники музыки из фильмов Джеймса Дина. Наибольший интерес представляет второй диск (кассета) двухдискового издания саундтреков «Rebel. Music from the films of James Dean.», выпущенного в Германии в 1993 году, так как это наиболее полный саундтрек из композиций Леонарда Розенмана.

Время звучания: 01:36:18