Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


В омуте Москвы

Драма

Николай Ларин

Иосиф Ермольев

Петр Бакшеев

Лидия Триденская

Иосиф Ермольев

Татьяна Куницкая

Луи Форестье

Товарищество И. Ермольева

23 мин

Россия

1914

«В о́муте Москвы́» — русский немой короткометражный художественный фильм в жанре криминальной драмы. Снят режиссёром Николаем Лариным при участии продюсера Иосифа Ермольева в Российской империи. Впервые продемонстрирован 4 сентября 1914 года. В фильме снялись Петр Бакшеев, Лидия Триденская, Иосиф Ермольев и Татьяна Куницкая. Фильм был первой работой художественного коллектива Иосифа Ермольева.

Фильм представляет собой жизнеописание деревенского парня, попавшего в Москву. Парень по имени Дмитрий устроился половым в городском трактире, затем влюбляется в портниху Улю, а после того, как она рожает ребёнка — бросает её. После этого парень близко сходится с хозяйкой трактира, обворовывает её и после серии кутежей арестовывается и попадает в тюрьму. В это время брошенная им портниха решает покончить жизнь самоубийством и броситься под поезд. Самоубийство не удаётся и её спасает стрелочник, впоследствии женившийся на ней. Через несколько лет с каторги возвращается обокравший трактирщицу парень, и узнав о счастьи стрелочника с брошенной им портнихой, ради будущего собственной дочери решает оставить их в покое.

Исследователем русского кинематографа Олегом Усенко отмечено, что в фильме «В омуте Москвы» отражено состояние менталитета людей эпохи начала XX века: познание окружающего мира по принципу аналогии, лежащему в основе метафоризации, которая выразилась в фильме в уподоблении человеческого и социального нечеловеческому и природному.

Генеральный продюсер Телеканала «Россия» Александр Акопов в интервью журналу «Искусство кино» в 2000 году указал на то, что советским и российским кинокритиком Неей Зоркой в книге «На рубеже столетий» было продемонстрировано, что «драматический жанр в дореволюционном кино знал одну, но пламенную страсть — историю обольщения, каковое не может состояться без бурных выбросов либидо». Зоркая, как говорит Акопов, наугад взяв несколько картин, продемонстрировала набор событий, образующих такой сюжет, стандартный не в деталях, но по существу. В качестве примера стандартного сюжета ей приведён сюжет фильма «В омуте Москвы»: «Деревенский парень Дмитрий приходит в столицу за „сладкой жизнью“ и, презрев невесту — скромную, добродетельную белошвейку Улю, оказывается в постели хозяйки трактира, где служит половым. Хозяйка, устав от дебошей Дмитрия, выгоняет его, но тот неспособен остановиться и вскоре оказывается на каторге».

Сценарист и автор телепередач Андрей Кокорев и доктор исторических наук Владимир Руга в работе, посвящённой исследованию городского быта Москвы в начале XX века, пишут, что «судя по газетным отчетам, на фильмах вроде „В омуте Москвы“ … залы кинематографов совсем не пустовали».