Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Голод (фильм, 1966)

арт-хаус

драма

Хеннинг Карлсен

Горан Линдрен

Бертиль Ольссон

Хеннинг Карлсен

Петер Сиберг

Пер Оскарссон

Гуннель Линдблюм

Биргитте Федерспиль

Хеннинг Кристиансен

Кшиштоф Комеда

Athena Film

111 мин.

Дания

Швеция

Норвегия

1966

ID 0061042

«Голод» (норв. Sult) — датско-шведско-норвежский чёрно-белый художественный фильм, арт-хаусная драма режиссёра Хеннинга Карлсена (англ.)русск., премьера которой состоялась в 1966 году. В главной роли одинокого писателя Понтуса задействован Пер Оскарссон (англ.)русск.. Экранизация одноимённого романа писателя Кнута Гамсуна.

Сразу же после премьеры фильм был признан первым настоящим успехом сотрудничества между скандинавскими странами. Критики отмечали, что «Голод» — один из редких победных образцов совместной разработки различных стран, невзирая на смешанную (в плане национальностей) съёмочную группу. На родине, в скандинавских государствах, ленте рукоплескали стоя в большинстве кинотеатров, а киноаналитики признавали её артистическим триумфом. По сей день картина считается ярким примером социального реализма в кинематографе, в середине 2000-х годов Министерство культуры Дании внесло её в список датского культурного канона.

Фильм стал одним из фаворитов жюри и на 19-м Каннском кинофестивале (англ.)русск., где выдвигался на «Золотую пальмовую ветвь», а исполнитель главной роли Пер Оскарссон стал обладателем приза за лучшую мужскую роль. Картина также была претендентом от Дании на премию «Оскар», однако в шорт-лист так и не попала. Помимо успеха на Лазурном Берегу, Пер Оскарссон был признан лучшим на церемониях вручения премий «Бодил» и «Золотой жук». Впоследствии эту актёрскую работу Оскарссона неоднократно признавали лучшей за всю его карьеру.

Действие фильма происходит в 1890 году, в городе Христиания (ныне Осло). Нищий и одинокий писатель Понтус (Пер Оскарссон (англ.)русск.) переезжает в город из деревни. Голодая, он несколько раз навещает ростовщика и продает свой жилет за несколько центов, которые, впрочем, позже все равно отдает попрошайке.

Понтус пишет статью для местной газеты, черновик которой показывает её главному редактору (Хенки Кольстад). Тот замечает несколько неточностей и отправляет писателя доделывать незаконченную работу. Гордость Понтуса мешает ему принять это предложение и он продолжает свой путь в поисках пищи. На улице он выпрашивает кость для будто бы своей собаки и догрызает её в переулке. После окончания трапезы Понтус встречает старого друга, который предлагает ему свою помощь и деньги, однако гордость снова мешает писателю принять их.

Наконец, когда у Понтуса заканчивается возможность платить за свою арендованную квартиру, хозяйка выгоняет его на улицу. Голод полностью охватывает разум писателя: у него начинаются галлюцинации, но он не оставляет сил, чтобы бороться за свою жизнь. В одной из галлюцинаций он знакомится с привлекательной девушкой Йлайали (Гуннель Линдблюм). Несмотря на то, что её не тянет к Понтусу, в финальной сцене фильма, тот, в порыве нахлынувших чувств, устраивается на работу на крупное грузовое судно, которое скоро отойдёт от причала.

Классический роман Кнута Гамсуна «Голод» режиссёр фильма Хеннинг Карлсен (англ.)русск. прочитал ещё в детстве, в 12 или 13 лет. В более позднем возрасте Карлсен снял ленту «Кошки», где главную роль исполнял шведский актёр Пер Мирберг (англ.)русск.. Режиссёр смотрел на него и поражался его нечеловеческой худобе. В один день, глядя на Мирберга, Карлсену пришла идея создать экранизацию так полюбившегося в детстве романа. Он освежил воспоминания, перечитав книгу, после чего написал письмо старшему сыну Гамсуна Тору, который тогда обладал авторскими правами на все произведения своего отца. После непродолжительных переговоров Тор согласился на экранизацию «Голода».

На место сценариста Карлсен пригласил известного датского писателя Петера Сиберга (англ.)русск., с которым режиссёр долго обсуждал, какие именно отрывки использовать в фильме, и, главное, как. По словам Карлсена, основной проблемой съёмочной группы было то, что роман Гамсуна написан от первого лица. Карлсен задавал себе вопрос: «Как мы сделаем из настолько специфической книги целый фильм?». Позже режиссёр признавался, что в построении материала в одно целое ему очень сильно помогал исполнитель главной роли Пер Оскарссон (англ.)русск..

Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, которые, по большей части, отмечали крайне убедительное перевоплощение Пера Оскарссона и достойное изложение книги Гамсуна.