Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Государственная граница. Восточный рубеж

историко-приключенческий

Борис Степанов

Алексей Нагорный

Гелий Рябов

Андро Кобаладзе

Августин Милованов

Инара Гулиева

Владимир Новиков

Аристарх Ливанов

Эдуард Марцевич

Валентина Титова

Юрий Катин-Ярцев

Талгат Нигматулин

Борис Олифер

Эдуард Хагогортян

Беларусьфильм. Творческое объединение «Телефильм»

144 мин.

СССР

1982

ID 2151641

«Восточный рубеж» — советский цветной телевизионный художественный фильм, поставленный на киностудии «Беларусьфильм» в 1982 году режиссёром Борисом Степановым. Третий фильм телевизионного сериала «Государственная граница».

По заказу Гостелерадио СССР.

Премьера фильма в СССР состоялась 22 мая 1982 года.

1929 год, на советско-китайской границе участились провокации, в которых активно участвуют белоэмигрантские круги. Советские пограничники раскрывают их заговор.

Фильм начинается с документальной вставки. Рассказывается, что в апреле 1929 года 16-я партийная конференция приняла программу 1-й пятилетки, что зарубежные разведки все также предпринимают диверсии, а в Китае начинает полыхать китайская революция. Однако прозападное китайское правительство угрожает советским рубежам. Главный объект их интереса — Китайско-Восточная железная дорога. Это создавало проблему аппарату ОГПУ Дальневосточного края.

27 апреля Менжинский выступает перед актовым залом, полным чекистов (ГПУ и ее боевым отрядом пограничной охраны). Это выпускной курсов московской пограничной школы ОГПУ. Могилова (второстепенный персонаж предыдущей серии «Государственная граница. Мирное лето 21-го года») отправляют в распоряжение полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края. После официальной части звучит вальс времён русско-японской войны «На сопках Манчжурии». Могилов знакомится с певицей Ольгой Анисимовой, которая позже выступает на концерте. «Когда-нибудь знание иностранных языков станет нормой, вот увидите. Только не забывайте, что все это народу дала советская власть», хвалит Могилова за знание китайского языка Менжинский. Могилов зовёт Олю замуж, но она отказывает.

В поезде он едет на службу и любуется на Байкал. Его соседом по купе оказывается разыскиваемый преступник — «Весёлый». Могилов вместе с пограничниками пытается его задержать, но тот обезоруживает его хитрым восточным приёмом и выпрыгивает в окно. В городе под звуки марша «Красная Армия всех сильней» мимо Могилова идут солдаты. Полпред ОГПУ (Дерибас, Терентий Дмитриевич) диктует секретарше, что в Хайларе находится 6-й пехотный полк в составе 6 рот, а на станции Угнор — 3-й полк. Сведения получены от разведки. Могилов знакомится с полпредом и узнает о его беспокойстве по поводу белокитайцев и потакающему им гоминьдану.

Тем временем Оля, используя псевдоним «Разметальская», прибывает в Харбин — китайскую станцию КВЖД, полную русских эмигрантов. Там она видит, как на перроне боевики некой «Молодой России» убивают русскую семью, которая хотела вернуться в Советскую Россию. Она снимает комнату у эмигрантов Барковых, объясняя им, что она приехала работать в Управление железной дороги учить петь, и, хотя советская власть ей ничего плохого не сделала, она решила не возвращаться из-за судьбы родителей. Барковы рассказывают ей, что в Москве жили на Большой Якиманке в доме со львами, возле особняка Игумнова (совр. франц. посольство). Она идет в ресторан «Эксцельсиор», чтобы увидеть его владельца Сержа (антагониста Дановича из 1-го фильма телесериала). Ольга представляется как дочь камергера высочайшего двора Владимира Петровича Разметальского, расстрелянного в 1920 в Киеве.

Перед выступлением Ольги — на экране несколько мгновений развязного канкана. Серж анонсирует её как «гостью из Советской России», чем вызывает бурное возмущение публики в зале (особенно усердствуют мужчины-офицеры, очень трогательные все в той же форме царской армии, несмотря на 12 лет, прошедших со времён революции). Ольга поёт «Молитву» Бехтеева (подробней об её идеологии см. ниже ) и вызывает восторг. В Москве тем временем поклонник Ольги Скворцов приходит к Менжинскому с вопросами о судьбе Ольги, которая уехала работать на Дальний Восток и пропала. Тот показывает ему харбинские газеты и говорит, что «гражданка Анисимова попала в болота махровой белогвардейщины, а это уже серьёзно. Вам придется примириться с мыслью об этой потере».

Могилов на худой телеге приезжает на сопки, на новое место назначение, знакомится с комендантом, смотрит, как солдаты пашут землю. В это время начинается нападение. Китайцы с грузовиков скидывают мешки с трупами и живым стариком, работником станции, который рассказывает о нападении.

Далее следует историческая справка голосом диктора о ситуации вокруг КВЖД, которая находилась в совместном пользовании двух государств в это время, обслуживалась советским персоналом, и страдала от белых провокаций, которые вынуждены были отбивать советские пограничники.

Сталин выслушивает доклад Менжинского о ситуации на восточной границе, о провокациях белых и о работе по их расслоению и перетягиванию, которую ведёт ЧК. Звучит имя персонажа фильма Сержа Алексеева — «представителя вел. кн. Николая Николаевича в Харбине», который стоит за этими военными провокациями.

Ольга покупает пианино, продавец Владимир Иванович Фомичёв рассказывает о визите в Харбин Шаляпина, и оказывается её связным. Серж берет Ольгу в китайский ювелирный магазин. Покупка в итоге оказывается хитрым грабежом.

Ольга репетирует дома, играет песню «Горечь» (см. ниже ). Барковы говорят о своей несбыточной мечте вернуться. Выпускной курс эмигрантской Академии Генерального штаба выстроен во фрунт перед Сержем. Совершенно разнобойные «выпускники» слушают его речь. Их девиз: «Национализм, социальность, монархизм». Он поздравляет их от лица вел. кн. Николая Николаевича и руководителя полуфашистской военизированной эмигрантской организации «Молодая Россия» Казем-Бека.

Могилов из засады считает количество людей в банде, которая движется громить большевистскую коммуну. Его отправляют доложить о готовящемся нападении, а оставшиеся пытаются задержать бандитов. Но он не успевает, деревня сожжена.

Документальная вставка голосом диктора рассказывает о полном попустительстве китайских властей белогвардейцам, лжи в харбинской прессе, массовых расстрелах и захоронениях советских людей в Китае, и о том, что из лагеря для военнопленных, где содержатся члены семей сотрудников КВЖД, пришла записка о том, что терпеть они больше не могут и просят прислать яд.

Белогвардейцы под звуки марша «Белая гвардия, путь твой высок» идут к Консульству СССР в Харбине и врываются внутрь.

Китайский посол является к Литвинову и заявляют, что это произошло, поскольку в здании происходило заседание III Интернационала, что недопустимо. Ему передают ноту к президенту Чан Кайши о том, что за китайскими представительствами в России более не будет признаваться право экстерриториальности. Начинается Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге.

Ольга заходит в кабинет Сержа и видит пачки денег. Они предназначены для Токийского банка, а проистекают из экспроприации советской собственности, в том числе плантаций мака, из которого делается опиум. Серж берёт её с собой в Пекин.

В фильме показан визит Сержа и Ольги в подклет какой-то китайской православной церкви и молитва. Она упрекает его: «к чему эта комедия? Что общего с тем, что вы делаете, и этими романовскими мощами?» Очевидно, речь идёт о телах алапаевских мучеников, которые находились в Пекине, под амвоном церкви св. Серафима Саровского (не сохр., подробнее см. Алапаевские мученики#Судьба останков в Китае).

Серж встречается с представителем центрального Нанкинского правительства Китая, который отказывает ему. «Но администрация особого района восточных провинций помогает нам, насколько может» — возражает Серж, на что получает ответ, где его обзывают бандитом: «Глава ОПВ Чжан Цзолинь был хунхуз. И его сын Чжан Сюэлян тоже хунхуз. И вы тоже, извините, мыслите как хунхуз». (Чжан Цзолинь был главой Маньчжурии и погиб в 1928 году, см. Хуангутуньский инцидент. Считалось, что от рук японцев, но в 2001 году оказалось, что скорее всего, от рук советской разведки).

Не смотрите вы так осуждающе все

На кривлянья голодной кокотки.

Я за двадцать секунд опьянела совсем

От стакана банановой водки.

Ведь я институтка, я дочь камергера —

Вот осколок былого, кровавый рубин.

Теперь сутенёры — моя атмосфера…

Привет, эмигранты! Свободный Харбин!

Мой отец в октябре не стремился бежать,

И для белого флага он сделал немало.

Срок пришёл, и короткий приказ — «расстрелять» —

Завершил приговор трибунала.

И вот я — институтка, я дочь камергера,

И преданный сраму отцовский мундир.

И нет больше в жизни ни смысла, ни цели,

Привет, эмигранты, свободный Харбин.

Отчего же, полковник, твой лоб так нахмурен?

Отряхни милой Родины горькую пыль!

Мы же жёлтые листья, и гонит нас буря,

И это, к несчастью, печальная быль…

Да, я проститутка, я дочь камергера,

И нет мне прощенья, и милости нет!

И нет больше Бога, и нет больше веры —

Привет, эмигранты! Последний привет!

Ольга в музыкальном магазине докладывает, что у Сержа есть конспиративная квартира, точнее, «заимка». Где, она не знает, но обещает выяснить. Вместе с Фомичёвым они понимают, что нужен образованный сотрудник, который умеет читать карту и по её пояснениям построит маршрут.

Полпред ОГПУ посылает Могилова в Харбин с этим заданием. Он должен прийти в магазин к Фомичёву в обеденный перерыв («дверь будет отперта»), тот даст ему описание местности, её надо опознать и устроить там засаду на Сержа. Его надо доставить живым, чтобы устроить открытый процесс. Могилову сообщают, что в случае проблем можно связаться с певицей из «Эксельсиора».

Выясняется, что квартирный хозяин «стучит» на Ольгу Сержу. Её единственное отклонение от маршрута «работа — дом» — это музыкальный магазин. Серж приказывает Баркову взять «Весёлого» и прижать Фомичёва в обеденный перерыв. Они вламываются в лавку, убивают Фомичёва. Барков запирает дверь, и Могилов не может зайти внутрь. Он пробирается в дом через задний вход и видит обыск. Могилов убивает «Весёлого» и допрашивает Баркова. Тот говорит ему о подозрениях Сержа насчёт Ольги. Вместе они едут в ресторан, где Ольга поёт «Институтку» и с ужасом узнает Могилова.

Могилов объясняет Ольге, что они на грани провала, и планирует побег. На 50-м километре Харбинского тракта их ждёт «окно». Проблема в том, что Серж не ездит в такси, куда его хочет заманить Могилов. Могилов крадёт машину и ждёт у подъезда ресторана. Ольга заманивает Сержа согласием стать его любовницей. Они едут, заподозрив неладное, Серж стреляет в шофёра-Могилова, Ольга же стреляет в Сержа. Она ведёт машину к месту «окна», где Могилова должны ждать люди с лошадьми. Она оставляет машину с ранеными и красиво уходит в закат.

Последняя сцена — Сталину называют фамилию Могилова. Из разговора можно сделать вывод, что он всё-таки убит. Фильм заканчивается документальной вставкой.

Пошли нам, Господи, терпенье,

В годину буйных, мрачных дней,

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о, Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья

Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной,

В невыносимый, смертный час...

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов!

В эпизодах:

На 19 минуте 2 части в стычке с белокитайцами пограничники хватают винтовки со штыками из горки, но во всех остальных кадрах винтовки без штыков.