Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Гуд бай, Ленин!

Трагикомедия

Вольфганг Беккер

Стефан Арндт

Даниэль Брюль

Катрин Сасс

Чулпан Хаматова

Мария Симон

Мартин Кукула

Ян Тьерсен

X Filme Creative Pool

121 мин.

4,8 млн. €

Германия

немецкий

2003

ID 0301357

«Гуд бай, Ленин!» (Good Bye, Lenin!) — немецкий фильм в жанре трагикомедии, рассказывающий историю берлинской семьи в период упразднения ГДР и Объединения Германии.

Главными героями фильма являются молодые люди, которые в целях поддержания здоровья тяжелобольной матери, перенёсшей инфаркт и кому, имитируют сохранение ГДР. В результате персонажи, первоначально воспринявшие падение «реального социализма» в стране с энтузиазмом, создают необъективную реальность, в которой Восточная Германия всё больше походит на страну, в которой они хотели бы жить, а заодно сталкиваются с негативными эффектами от капиталистических нововведений, что заставляет усомниться в их преимуществах.

В ГДР живёт дружно и счастливо семья из 4 человек — муж, жена и двое их маленьких детей. Однажды отец семейства отправляется в загранкомандировку и, как это часто бывало во времена железного занавеса, становится невозвращенцем — остаётся на Западе. К матери, Кристиане Кернер, приходят люди в штатском и задают несколько вопросов о поездках мужа на Запад. Мать, свято верящая в «идеалы социализма», впадает в депрессию, ни с кем не разговаривает, и её помещают в больницу. Дети регулярно навещают её, и через некоторое время её выписывают. С годами мать становится номенклатурной профсоюзной работницей и увлечённо занимается с пионерами. Её дети вырастают, ничего не зная об отце, потому что мать старается их воспитывать в «идеалах социализма» и прячет письма от отца, которые он им шлет из Западной Германии.

Приходит осень 1989 года. На улицы Берлина выходит масса людей, требующих больше свобод. В рядах демонстрантов оказывается и сын Кристианы, Александр Кернер. Он случайно знакомится в толпе протестующих с русской девушкой Ларой (Чулпан Хаматова). Органы правопорядка задерживают демонстрантов, в том числе и Александра. Мать случайно становится очевидцем задержания её сына и падает в обморок прямо на улице. Вскоре Александра отпускают по причине того, что его мать, номенклатурный коммунистический работник, находится в тяжёлом состоянии. В больнице ему сообщают, что Кристиана в коме.

В больнице, где лежит Кристиана, работает Лара. Она приехала на стажировку из СССР. Сын ближе знакомится с ней, и они начинают дружить. Так проходят месяцы, за которые облик страны необратимо меняется. Восточные немцы массово едут на Запад, бросая свои квартиры. Западные немцы едут на Восток, так как здесь много пустующего жилья, да и все цены в несколько раз ниже. Открываются супермаркеты и ночные клубы. Город покрывается рекламными щитами западных компаний.

Через 8 месяцев мать выходит из комы, оставаясь однако постельной больной. Несмотря на возражения врача, сын решается забрать мать домой. Она всё ещё думает, что живёт в прежней стране, которой руководит СЕПГ и Эрих Хонеккер, хотя тот уже давно находится в отставке. Сын не хочет травмировать психику матери и решает поддерживать её заблуждения. Он решает создать в доме атмосферу привычной для матери «эпохи социализма» со всеми его атрибутами. Для этого ему приходится разыскивать по городу банки из-под горошка «Глобус» и шпревальдских огурчиков и пересыпать туда продукты, купленные в супермаркете. Со своим другом, видящим себя режиссёром, они снимают «выпуски новостей», в которых говорится об успехах партии и о строительстве социализма. Затем эти записи сын показывает матери под видом прямых трансляций.

По ходу фильма Александру приходится находить объяснения для рекламного полотна Coca Cola на соседнем доме, для большого количества иномарок на улицах, переезжающих в их дом новых соседей из Западной Германии и для многих других вещей. Когда он узнает, что наличные сбережения матери не подлежат обмену, он разбрасывает их вместе с Ларой с крыши своего дома.

Матери постепенно становится лучше, и она начинает выходить на улицу и даже едет на дачу. Там к ней приходят воспоминания, и она признаётся, что отец остался на Западе с её согласия, так как здесь ему не давали нормально работать. Что он постоянно писал детям письма, но она их прятала. Позже выясняется, что отец вернулся в город с новой семьёй, и что дочь, работая в ресторане фастфуд, видела его и даже выдавала его заказ.

Решив навестить отца, Алекс садится в такси к водителю, поразительно напоминающему Зигмунда Йена (Штефан Вальц) — первого немецкого космонавта и героя его детства. Сам таксист говорит: «Я знаю, о чём вы подумали… Но я — не он», — но в то же время даёт неоднозначный ответ на вопрос о полёте в космос. Алекс решается использовать таксиста, чтобы снять финальную часть своих фиктивных новостей. Он, вместе со своим другом, записывает «телеобращение» «Зигмунда Йена», «избранного» новым председателем Государственного совета, в котором тот объявляет о новом политическом курсе и открытии границ с ФРГ. Однако перед этим Лара успевает рассказать Кристиане правду об объединении двух Германий. Мать Алекса потрясена тем, как её сын стремился позаботиться о ней, даже идя на ложь, и не говорит ему, что знает правду. Через три дня после объединения она умирает. Алекс уверен, что убедил её в том, что теперь Германия — единая социалистическая держава.

Вошёл в список ста лучших фильмов мирового кинематографа журнала Empire.