Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Девушка со спичечной фабрики

драма

Аки Каурисмяки

Катинка Фараго

Аки Каурисмяки

Клас Олофссон

Аки Каурисмяки

Кати Оутинен

Элина Сало

Эско Никкари

Веса Виерикко

Тимо Салминен

Esselte Video, Finnkino, Svenska Filminstitutet (SFI), Villealfa Filmproduction Oy

68 мин

Финляндия

Швеция

финский

1990

ID 0098532

«Девушка со спичечной фабрики» (фин. Tulitikkutehtaan tyttö) — кинофильм режиссёра Аки Каурисмяки, снятый в 1990 году. Его название отсылает к рассказу Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками».

Главная героиня Ирис работает на спичечной фабрике. Жизнь её однообразна и скучна: работа неинтересна, дома её ждут мать и отчим, которых изредка привлекают лишь телевизионные новости, из развлечений — только танцы в местном баре, где её никто не хочет замечать. Ирис даже поговорить не с кем, хотя ей, пожалуй, и сказать-то нечего.

Однажды главная героиня знакомится в баре с состоятельным мужчиной и проводит с ним ночь. Она надеется на то, что мужчина поможет ей вырваться из душного мирка фабричной жизни, однако тот и не помышляет о длительных отношениях с нею. Вскоре Ирис узнаёт, что она беременна.

Отвергнутая мужчиной и родителями, Ирис попадает под машину и теряет ребёнка. Поселившись у брата, она приобретает крысиный яд, чтобы отправить на тот свет не только непосредственных виновников её несчастья, но и всех, кто попадётся у неё на пути…

«Девушка со спичечной фабрики» завершает «пролетарскую трилогию» Аки Каурисмяки, начатую фильмами «Тени в раю» (1986) и «Ариэль» (1988). Как вспоминает режиссёр, в припадке человеконенавистничества ему пришла в голову идея снять фильм настолько медленный, что в сравнении с ним Робер Брессон показался бы создателем боевиков. Замедленный ход повествования, крайний минимализм диалогов помогают прочувствовать однообразность рабочих будней.

Как и в фильме «Гамлет идёт в бизнес», образная система фильма — конвейер по производству спичек в первых кадрах — указывает на то, что быт героев есть естественное продолжение господствующей системы производства, что именно в ней следует искать корень их бед. В том, что у Каурисмяки общество превращает людей в вещи, в объекты, что все они в той или иной степени жертвы капиталистической системы хозяйствования, Джонатан Розенбаум видит влияние Фассбиндера.

«Девушку со спичечной фабрики» называют самым беспросветным фильмом Каурисмяки. Подобно братьям Коэнам в голливудском мейнстриме, Каурисмяки фиксирует окружающий мир бесстрастно, реалистично, без сострадания, вынося неутешительный диагноз: выхода нет. Царящая в мире жестокость вызывает ответную реакцию со стороны героини.

Символично, что теленовости, показываемые в фильме, посвящены событиям 1989 года на площади Таньаньмэнь и простому китайцу с авоськами, который в течение получаса в одиночку сдерживал колонну танков, — реальному человеку, чья личность так и не была установлена и который вошёл в историю под условным именем Неизвестный бунтарь.