Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Девушки в униформе (фильм, 1931)

драма

Леонтина Саган

Карл Фрёлих

Криста Винслоу

Фридрих Дамман

Герта Тиль

Эмилия Унда

Дороти Вик

Раймар Кюнце

Франц Ваймар

Хансом Милде-Майсснер

Deutsche Film-Gemeinschaft

98 мин

55 000 RM

Германия

(Веймарская республика)

Немецкий

1931

ID 0022183

«Девушки в униформе» (нем. Mädchen in Uniform) — германская драма 1931 года режиссёра Леонтины Саган, снятая по роману и пьесе Кристы Винслоу «Вчера и сегодня» («Gestern Und Heute»). Рассматривается как первый фильм о лесбийской любви. Является культовым фильмом среди лесбиянок.

Всеобщее признание фильма обусловлено мастерской работой режиссёра, которая смогла сочетать классицизм форм с предельной кинематографической утончённостью. Затрагиваемая тема зарождающейся подростковой чувствительности, решённая с подлинной деликатностью, ещё долгие годы не найдёт столь аккуратного воплощения, вплоть до «Реки» Ренуара. С «Девушек в униформе» начинает отсчёт мода на школьные женские фильмы.

События картины происходят в Пруссии в период перед Первой мировой войной. Четырнадцатилетнюю Мануэлу фон Майнхардис титулованная тетя привозит в Потсдам, в школу-пансионат для дочерей офицеров. Мать у Мануэлы умерла, отец-военный не в состоянии заботиться о ней, и тетя решают оставить племянницу на воспитание и обучение в учебном заведении со строгими порядками. Школа управляется властной и жесткой директрисой фройляйн фон Нордек зур Нидден.

Чувствительная и эмоциональная Мануэла попадает в класс к фройляйн фон Бернбург. Фон Бернбург старается общаться с ученицами открыто и честно и является всеобщей любимицей. Новые подруги Мануэлы сразу предупреждают, чтобы она была осторожной и тоже не влюбилась в неё. Но первая же встреча с фон Бернбург повергает Мануэлу в смятение. Искреннее участие к Мануэле, тяжело переживающую смерть матери, ещё больше привязывает девушку к учительнице. Сама преподавательница также выделяет Мануэлу среди остальных, хотя и старается никак это не проявлять.

В школе царят суровые порядки и строгая дисциплина. Директриса стремится максимально урезать расходы, даже за счет питания воспитанниц, считая, что окружающая обстановка не располагает к излишествам.

Когда сорочка Мануэлы разваливается на части и нет никакой возможности её починить, фройляйн фон Бернбург отдает ей одну из своих. Мануэле с большим трудом удается удерживать свои чувства, она путается, отвечая уроки, и в беседе наедине признается преподавательнице в своей любви. Фон Бернбург пытается образумить её и призывает держать эмоции под контролем.

К катастрофе приводит случай. На празднике, посвященном дню рождения директрисы, силами воспитанниц ставится «Дон Карлос» Шиллера, Мануэла исполняет главную роль. Спектакль имеет успех, после него, на празднике, Мануэла напивается пунша и, потеряв контроль, во всеуслышание заявляет о любви между собой и фройляйн фон Бернбург. Разражается скандал. Директриса сажает Мануэлу в карцер и запрещает кому бы то ни было общаться с ней. Фон Бенбург вынуждена покинуть школу. Узнав, что любимая учительница оставляет её навсегда, Мануэла едва не совершает самоубийство. Лишь стараниями подруг её удается спасти. Понимая, какая могла случиться трагедия и каким несмываемым пятном легло бы самоубийство Мануэлы на школу, директриса испытывает сильное потрясение.

В использовании новых звуковых средств Саган, ученица Макса Рейнхардта, была самым продвинутым режиссёром предвоенной Германии. Не только аккуратное использование диалогов, но также применение звука как метофоры (например, звуки горна в начале и конце фильма), создание особой атмосферы, когда девушки перешептываются, обмениваясь секретами, перекликающийся звук имени Мануэлы в финальных сценах — всё это подтверждает высказывание критика:

С этой работой («Девушки в униформе»), германские фильмы со звуком достигли своего высшего уровня.

— Лотта Айснер

Зигфрид Кракауэр также отметил работу Саган. Он обратил внимание на её способность наделять кадры «символической силой света». Применение Саган теней не только создает глубину на плоском экране, но также способствует более точной передаче смысла и атмосферы. Кинематография Саган — прекрасный пример того, что Айснер называла «настроением» — игра света вызывала отклик в сердце.

Решение освещения и показ лестницы в школы — примечательный пример работы Саган со светом. Стремящиеся вверх тени и глубина центральной части лестничного колодца символизируют напряжение, в котором живут девушки, в контрасте с яркоосвещенными парадными ступеням главного холла, по которым ученицам запрещено подниматься.

Саган также явилась первой, кто применил прием наложения крупных планов лиц двух персонажей для показа глубокой психологической связи, существующей между ними. Саган использует его, отображая моменты сильного притяжения между фройляйн фон Бернбург и Мануэлой. Тридцать лет спустя этот способ использовал Ингмар Бергман в фильме «Персона» для достижения аналогичного эффекта.

В монтажном плане картина соединяет элементы повествовательного и ассоциативно-образного типов монтажа, которые дополняют друг друга и создают атмосферу, которая не могла бы быть достигнута применением лишь одного из них. Начало фильма показывает отдельные кадры Потсдама с каменными башнями, статуями, скульптурами воинов, чередующиеся показом шагающих строем девушек в униформе, вводя зрителя в атмосферу будущей истории — Пруссию в период перед Первой мировой войной. Дальнейший рассказ, ограниченный исключительно стенами школы, ведется повествовательным монтажом. Но периодически в него вновь вкрапляются статичные кадры милитаристского патриархального мира, окружающего место действия. Зрителю напоминают, что хотя школа — это женская обитель (в ней нет ни одного мужчины), но она находится в авторитарном мужском обществе. С помощью такой структуры монтажа получается создать в фильме замкнутый женский мир, отгороженный от внешнего мира.

В интервью 1980-го года Герта Тиль (Мануэла фон Майнхардис) приписывает заслуги по созданию фильма мужской части съемочной группы: Карлу Фрёлиху, Францу Ваймару и др. Саган, по её мнению, слишком мало знала о том, как задумал фильм Карл Фрёлих.

Нацистский режим, пришедший к власти через два года после создания фильма, включил картину в список запрещенных. Впервые после выхода на экран фильм был показан широкой публике лишь в 1970-х годах. В 1977 году фильм показали по германскому телевидению. Позднее «Девушки в униформе» вышли на видеокассете с английскими субтитрами в США (1994) и Великобритании (2000), выпущенные British Film Institute.

Картина «Девушки в униформе» повсеместно пользовалась огромным успехом. В Германии она считалась лучшим фильмом года. Успех сопутствовал фильму не только в Германии, но также по всей Европе, в США и даже в Японии. При выходе фильм был воспринят прессой как картина, рассматривающая проблемы юношеского периода, а также как протест против системы обучения, существовавшей в Пруссии. Тема лесбийских отношений не упоминалась. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» видела в фильме «драму девушки, томящейся по нежности и сочувствию, которые противопоставляются суровой насильственной системе воспитания в закрытых школах».

Постановка пьесы, на которой основан фильм, осуществлялась несколько раз с разными актёрами. Герта Тиль, исполнившая роль Мануэлы фон Майнхардис в фильме, играла её и на сцене. В одной из постановок роль фройляйн фон Бернбург играла массивная почти пятидесятилетняя женщина. В силу этого чувства между учительницей и ученицей не могли интерпретироваться иначе, как в русле «материнской симпатии». Однако в других постановках пьесы лесбийский мотив прорабатывался очень тщательно.

Изменения, внесенные продюсером Карлом Фрёлихом в сюжет фильма, были продиктованы его желанием обеспечить больший успех проекту. Название пьесы «Вчера и сегодня» он заменил на «Девушки в униформе», посчитав его более удачным. «…Они будут думать, что там будет множество девушек в униформе, они будут прыгать и показывать свои ноги». По этой же причине вопрос об истинной природе взаимоотношений женщин он намеренно оставил открытым, чтобы фильм был приемлем для мужской аудитории.

…Это может быть началом лесбийской любви, также это может быть любовью ребенка, но в любом случае — это любовь.

— Герта Тиль (Мануэла фон Майнхардис), интервью 1980 года

В настоящее время картина считается одним из самых известных германских фильмов ранней эры кинематографа, затрагивающих вопросы гомосексуальности.

Фильм получил следующие награды: