Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Дни затмения

драма

Александр Сокуров

Юрий Арабов

Пётр Кадочников

Аркадий Стругацкий

Борис Стругацкий

Алексей Ананишнов

Эскендер Умаров

Ирина Соколова

Владимир Заманский

Сергей Юриздицкий

Юрий Ханин

Ленфильм

Троицкий мост (кинокомпания)

133 мин.

СССР

1988

ID 095040

«Дни затме́ния» — советский художественный фильм режиссёра Александра Сокурова, снятый в 1988 году по сценарию Юрия Арабова при участии Петра Кадочникова, Аркадия и Бориса Стругацких, по мотивам произведения последних — «За миллиард лет до конца света». В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России.

Действующие лица: геолог Вечеровский, военный инженер Снеговой и главный герой, детский врач Дмитрий Малянов, попавший в крайне чуждую для него среду и чужой, враждебно настроенный к нему захолустный туркменский город, почти деревню. Как доктор, он ежедневно сталкивается с множеством людей и непонятной для него, почти «варварской» азиатской действительностью. Вокруг халупы, развалины, убогие дома из глины и фанеры, пыльные просёлочные дороги, лица без выражений и смысла.

Повествование ведётся в полудокументальной манере, где смешаны чёрно-белые и цветные кадры, показана жизнь заштатного городка в Туркмении (съёмки происходили в родном городе Сокурова, Красноводске) на берегу Каспийского моря. Вокруг главного героя десятки больных детей, кошмарные картины психиатрической клиники среди выжженной пустыни: человеческой и реальной. Действие происходит на фоне густого смешения звуков (характерного для ранних работ Сокурова), постоянно в действие картины вторгается ретрансляция радио, симфоническая музыка и многоголосная речь на самых разных и неожиданных языках мира.

Временами доктор ещё пытается что-то писать, и как будто даже лечит детей, но похоже, что смысл жизни для него утерян, а конец света в этом заброшенном углу уже давно наступил. В течение фильма постоянно вторгаются длинные монологи героев, останавливающие развитие сюжета. Затем следует появление больного мальчика (то ли ангела, то ли призрака), задающего недетские вопросы и, наконец, в конце фильма вознесение ангела-хранителя Малянова.

В фильме (в большинстве) заняты непрофессиональные актёры. Кинокартина снималась весной-летом 1988 года в городе Красноводск (Туркмения). Как и в большинстве работ Александра Сокурова, сначала отснятый материал, а затем и смонтированное кино оказалось очень сильно удалённым не только от литературного первоисточника, но и от киносценария (работы Юрия Арабова). Впрочем, никаких возражений от братьев Стругацких не последовало.

Фильм «Дни затмения» Александр Сокуров посвятил ленинградскому врачу — Лидии Яковлевне Русиновой.

Музыкальное наполнение фильма «Дни затмения», как и во всех ранних кинофильмах Сокурова, несёт на себе важнейшую нагрузку и состоит из нескольких разнородных пластов, которые являются не столько звуковым фоном, или оформлением, сколько носителем смысла и эмоциональным транслятором, важным для восприятия визуального подтекста киноленты. Органично и содержательно музыка вплетена в зрительные образы и наполняет их сторонним (авторским) внутренним смыслом. Едва лишённая звука, «картинка» фильма резко «приземляется» и начинает восприниматься как обычная хроника позабытого и заброшенного захолустья далёкой советской провинции.[комм. 1]

С предложением написать музыку к кинофильму «День затмения» (рабочее название) режиссёр, А.Н. Сокуров обратился в конце 1987 года к молодому петербургскому композитору, тогда ещё студенту ленинградской консерватории – Юрию Ханону. Это была не первая попытка совместной работы режиссёра и композитора. Годом ранее Сокуров уже обращался к Юрию Ханону с предложением написать музыку к фильму «Скорбное бесчувствие». Но тогда по причине резкого отказа студента работать «оформителем картинок в кинематографе», сотрудничество не состоялось.[комм. 2]

Описывая композитору желаемую музыку к «Дням затмения», Сокуров высказал достаточно расплывчатое пожелание написать, в числе прочего, «что-нибудь» для аккордеона. При этом он следовал своему внутреннему видению какая должна быть музыка с использованием этого инструмента. В итоге, результат – написанная музыка – превзошёл все ожидания режиссёра:

« ...Никогда прежде я не работал с композиторами так много, и я был поражён его (прим. Юрия Ханона) пониманием поставленной задачи и исключительным, удивительно чётким и точным результатом работы – прямым попаданием в цель. Всё – и оркестровка, и аранжировка, и выбор инструментов – всё было сделано с потрясающей точностью и соответствием с замыслом. Думаю, что «звук» в фильме, не меньше чем зрительные образы, призван не столько эмоционально будоражить и встряхивать зрителя, сколько занять своё независимое семантическое значение. Духовность фильма обретает себя – в звуке. »

— А.Сокуров. 26 сентября, 1988. Журнал «Арс», №12, 1988. Латвия.[комм. 3]

Самая запоминающаяся музыкальная тема «Дней затмения» – полётная, словно парящая над землёй «вальсовая» мелодия под странным, на первый взгляд, названием: «Одна, отдельно взятая голова» с солирующим аккордеоном – представляет собой некую формообразующую смысловую арку: она звучит в начале (музыкальном прологе) фильма, в середине и в финале. Смысловая и эмоциональная насыщенность музыки значительно превосходит собственную звуковую основу, в результате чего любой видеоряд, погружённый в неё, воспринимается совершенно иначе, под другим углом зрения, превращаясь в отдельный кино-клип. Вокальные соло исполнял сам автор искажённым голосом (фальцетом), что дополнительно усиливало эффект жёсткого, экспрессивного отстранения и остраннения фантасмагорических картин гибнущего мира, нарисованных Сокуровым.

« ...Его музыка к Дням затмения и спустя десять лет остаётся новаторской и, страшно сказать, гениальной. Ю. Х. говорил, что писал эту музыку не к сценарию и не к киноизображению, а к лицу Сокурова. Поэтому первый — он же основной — музыкальный фрагмент был назван композитором «Одна, отдельно взятая голова». Эпический пафос «Дней затмения» задан именно интонацией этого фрагмента. Камера парит в небе, сквозь детские голоса прорывается протяжный вопль (это не баба орет, а сам Ю. Х.) и стихает вместе с ударом о землю. И начинается музыка... »

— Ирина Любарская. Новейшая история отечественного кино.

Все сцены фильма с музыкой Ханона производят сильное эмоциональное впечатление, и довольно трудно сказать, что в них преобладает – музыкальная или визуальная часть. Собственно говоря, музыка Юрия Ханона выполняет в этом фильме роль некоего цветового фильтра или смысловой призмы, сквозь которую зритель и воспринимает видеоряд Сокурова.

« ...Неведомое ранее мне волнение испытываю, когда представляю себе блестящее будущее совсем ещё молодого, но уникально талантливого композитора Юрия Ханина, ленинградца. Сквозная мелодия пластинки, как одинокий голос, живущий в человеке, напоминает о величайшей грусти размышлений о конечности жизни и о величии одухотворённой талантливости — это фрагменты сочинений Ханина к фильму «Дни затмения». »

— А.Сокуров, аннотация к пластинке «Одинокий голос человека»

Рядом с музыкой Юр. Ханона в фильме присутствуют фрагменты из «прежде существовавшей музыки»: произведения композиторов-классиков («Баркарола» из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, фортепианный романс Шумана Fis-dur Ор. 28№2), популярные песни (русская народная песня «Выйду на улицу», версия песенки про трёх поросят) и среднеазиатская народная музыка. Эти, скажем так, вставные номера (как в опере или балете) также играют свою определённую роль. Они вносят в фильм элемент дополнительного отстранения, следуя принципу контрастного сопоставления и приглашая зрителя немного развеяться, «отвлечься» и взглянуть на окружающие вещи, окружающий мир, чуть более поверхностно и обобщённо.

Номинация по категории «Молодое кино» на первой церемонии «Феликса» — режиссёру Александру Сокурову.

Премия «Ника» Союза кинематографистов СССР за 1989 год — звукооператору Владимиру Персову за лучшую работу звукооператора, номинация — композитору Ю. Ханину за лучшую музыку

В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список из ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа (по версии гильдии кинокритиков России).

1—5 декабря 1988 года в Москве (ДК ЗВИ) со скандальным успехом были проведены четыре симфонических концерта композитора Юрия Ханина «Музыка собак», приуроченных к премьерным дням фильма. Тремя месяцами позднее (в феврале 1989 года) аналогичная акция была проведена также и в Свердловске.

↑ Показывать компактно

↑ Показывать компактно

Одинокий голос человека • Разжалованный • Ампир • Скорбное бесчувствие • Дни затмения • Спаси и сохрани • Круг второй • Камень • Тихие страницы • Мать и сын • Молох • Телец • Русский ковчег • Отец и сын • Солнце • Александра • Фауст