Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Ивин А.

драма

Игорь Черницкий

Игорь Черницкий

Александр Песков, Игорь Черницкий, Евгений Пашин, Владимир Меньшов

Вадим Ильенко

Юрий Репников

Фирма «Прогресс» и Киностудия им. А. Довженко

81 (76) мин.

СССР

1990

ID 0099867

«Ивин А.» — художественный фильм, вышедший на советские экраны в 1990 году. Фильм поставлен по мотивам рассказа А. Кима «Остановка в августе». В открытых источниках много противоречивых данных о съёмочной группе, которые не соответствуют указанным в титрах.

Рядовой внутренних войск Андрей Ивин — охранник зоны строгого режима. Он абсолютно не приспособлен к военной службе, типичный гуманитарий, бросивший историко-архивный институт.

Однажды летом он стоит ночью на посту на вышке. Рецидивист по прозвищу Мишка Князь совершает побег. Рядовой Ивин не смог выстрелить в него, и вынужден сам пойти под трибунал. В объяснительной записке он пишет, что «отказывается и впредь распоряжаться чужой жизнью».

Под надзором командира роты Наротьева его отправляют в дисбат. Старший лейтенант Наротьев почти ровесник Ивина. Ему сложно поверить, что рядовой говорит правду. По его мнению, солдат просто растерялся, давая показания, а на посту заснул, или, возможно, струсил.

В пути, разморенные жарой, они решают искупаться. Здесь, на берегу реки, выясняется, насколько эти два человека разные в трактовке заповеди «Не убий». Командир уговаривает Ивина переписать рапорт, чтобы выглядеть в нём в более выгодном свете. Но тот не поддаётся на провокацию.

Фильм снят Киевским центром НТТМ «Прогресс» на базе киностудии им. А. Довженко при участии Госкино СССР, а также при поддержке компании «Киевстудсервис», Центра НТТМ «Импульс» и МНТЦ «Альтернатива» (Прокатное удостоверение № 11.0318.98К от 17.08.1998 г.)

«… И все-таки, аплодируя успеху фильма, признаемся, что эта приятная тропинка в цветущих лугах не могла стать столбовой дорогой молодого кинематографа. Она проходит далеко в стороне от этих мест. Современное молодое кино не любит ни бурных драм, ни китчевых историй, ни эффектных эксцентрических комедий, ни детективов, ни модных политических портретов. Сегодня оно нередко склоняется даже к вполне традиционным формам киноповествования, его привлекает „тихий драматизм“ жизни, который так замечательно умело передать искусство шестидесятых. Но сами проблемы ставятся, естественно, куда смелее, сюжетные коллизии отбираются бесстрашнее. Молодой солдат не стал стрелять в убегающего преступника, прицелился, взял на мушку, но на спуск не нажал. Теперь ему грозит трибунал. В фильме Игоря Черницкого „Ивин А.“ это событие становится центральным. Недавно мы считали, что такое невозможно ни в жизни, ни в кино, ведь совсем недавно киноистории об армии были все кроены по одному образцу и завершались бодрыми маршами или песенками, похожими на них. Не то теперь. Впрочем, режиссёра занимает не столкновение воинского долга и христианской морали, а те человеческие мотивы, что стоят за этим спором и желанием склонить провинившегося на свою сторону. Какие бы саркастические реплики не бросал подполковник, прибывший из штаба, какие бы не метал молнии, а все равно сквозь его солдатский жаргон проглядывает обыкновенный страх: не легло бы на часть пятно, не пришлось бы им всем отвечать за этого глупого парня? А тому и стоит всего-навсего написать на бумаге, что так, мол, и так, испугался, отвлекся, когда стоял на вахте, дрогнул прицел, ну и дальше в подобном роде. А наивный паренек откладывает ручку: нет, писать неправду он не станет. Ведь действительно не мог выстрелить. Подполковнику хочется нецензурно выругаться, губы беззвучно движутся, на щеках желваки. А тот, упрямый, твердит свое. Лейтенант из пересидевших свой срок смотрит на парня во все глаза. Разве такое бывает? До сих пор жизнь лейтенанта была ясной, как четко расписанная уставная служба. Взят преступник на прицел — стреляй без всяких разговоров. Любая прописная мораль в устах его звучит удивительно лично, а услышанное на последнем политзанятии произносится как непреложная истина. Но земля и мир оказались шире пространства, ограниченного забором воинской части. Все реже на лице лейтенанта улыбка, все меньше он шутит. И вот уже категоричность и прямолинейность водителя, докладывающего о своих подозрениях, раздражают до крайности. Злиться начинает лейтенант. А на кого? Ему ещё не совсем ясно. Курит, дергается, нервничает. Почти силой заталкивает арестанта в кузов, за решетку. Двое смотрят друг на друга сквозь железную сетку. „Что же теперь, рапорт и на гражданку?“ — бормочет вдруг сам себе под нос лейтенант. По уставной службе он наверняка отвезет этого славного парня в трибунал. Только как же он после этого будет жить? Понимают ли до конца создатели фильма „Ивин А.“, какого героя они вытащили? Ведь от того, куда будут направлены автоматы таких лейтенантов, какой переворот произойдет в их сознании, зависит судьба любой замечательной идеи…»

«В основе истории, которую рассказал в фильме „Ивин А.“ молодой украинский режиссёр И. Черницкий — происшествие чрезвычайное. В лагере особого режима солдат внутренних войск Андрей Ивин нарушил присягу, не выполнил известную ему инструкцию: не стал стрелять в совершающего побег заключенного. Вину молодого охранника усугубила ещё и объяснительная записка, в которой он и впредь отказывался „выполнять приказ“, связанный с необходимостью распоряжаться чужой жизнью… Авторы ленты ставят перед зрителями серьёзный вопрос: что важнее — человеческий долг или устав караульной службы? В драматическом рассказе о судьбе Ивина они стараются поверить личность величием мира, вечными истинами, пытаются дать почувствовать людям в зале, как нелепа любая насильственная смерть. На I-ом Всесоюзном кинофестивале „Дебют“ исполнитель главной роли А. Песков удостоен одного из призов за лучшую актёрскую работу.»

«… Радостным сюрпризом финального дня стал фильм киевлянина Игоря Черницкого „Ивин А.“. Скорее мировоззренческой, чем сюжетной основой и стимулом к созданию картины стал небольшой рассказ А. Кима „Остановка в августе“. По словам режиссёра, прекрасный писатель тепло и благосклонно подписался под снятой лентой, чуточку удивившись неожиданному родству душ. Его можно понять. Это настоящее кино. Глубокая, злободневная философская дилемма подается в привлекательной зрительской упаковке. Да, солдат внутренних войск Ивин, плача от невозможности разорваться между чувством, убеждением и долгом, нарушил присягу, упустил опаснейшего рецидивиста, и теперь его везут в трибунал. Да, все очень сложно и горько. Можно представить себе, какую смачную „чернуху“ пополам с ложной концептуальностью плеснул бы на экран другой постановщик, а Игорь Черницкий не только не изымает Ивина для страданий из жизни и природы, а погружает его в них по уши, взахлеб. Фильм отлично снят. Надо видеть это небо, эти лозы, эту шелковую воду, эти молодые тела. Надо ощутить этот горячий золотистый песок, этот зной, сладкий сок южных помидоров… Среди многих достоинств картины нужно особо отметить „вкусное“, языческое, экологически бесценное отношение режиссёра к жизни, искусству и зрителям. Черницкий получил специальный приз Гильдии режиссёров СССР, а мог претендовать ещё и на актёрский, потому что отлично сыграл одну из двух главных ролей. За роль Ивина награждён её исполнитель А. Песков…»

«… И появилась исключительная работа, сравнить которую мне не с чем. Фильм украинского режиссёра Игоря Черницкого „Ивин А.“ забыть невозможно, поскольку ничего подобного в нашем кинематографе не было. Странно, что он вообще вышел на экраны. И совсем не странно, что его замолчали и герой Александра Пескова не стал идолом молодежи, о нём мало говорили, его просто не узнали. Ивин А. из рассказа Анатолия Кима в осмыслении Черницкого и Пескова не просто чужд прежней идеологии — он её злейший враг. Хуже любого диссидента. Сами подумайте, можно ли оправдать рядового, нарушившего приказ и отказавшегося стрелять в убегающего из тюрьмы преступника? А это и был Ивин А. Собственно, режиссёр не мучил себя подобными вопросами. Его замысел исключал всякие примитивные и прямолинейные построения. Мне вообще показалось, что Игорь Черницкий должен ненавидеть прямые линии и прямые углы. Он сохранил все действительные противоречия. И вы на вполне законном основании и в соответствии с принятыми в обществе взглядами могли ненавидеть „пацифиста“ Ивина А. Но вот что было несомненно важно режиссёру и исполнителю главной роли — в то же самое время вы не могли не восхититься красотой человеческой свободы: в коротком промежутке между преступлением и наказанием Ивин А. без всяких уставов и кодексов является нам чистым, естественным как часть природы и покоряет обаянием здорового и гармоничного человека. В общем, цензура прозевала. Явный поклонник экзистенциалистов Игорь Черницкий оставил решение нам: может ли выжить среди нас Ивин А.? Только с этой целью он придумал в фильме ложные финалы, хотя, как мне кажется, уже знал неутешительный ответ: конечно нет. Не выживет Ивин А. среди нас, добрых и моральных. Оставим до более подходящего случая анализ истинной и глубокой философской подоплеки фильма. Зададимся лучше вопросом — как это можно было сыграть? Главный дуэт фильма — человек в законе (офицер, конвоирующий нарушителя, его играет сам режиссёр) и человек вне закона (Александр Песков) — совершенен, как сюита Баха. В том, что делает Песков, вообще много музыки. Не зря он в детстве осваивал фортепиано и имеет хороший музыкальный слух. Даже подумывал, не стать ли певцом. Я знаю, что он трудноуправляемый человек и советы типа: встань туда, повернись сюда, радостно улыбнись, как будто нашёл на дороге кучу долларов, — его не только не устраивают, но и могут положить конец всякому сотрудничеству с режиссёром. Здесь же, видимо, полное и редкое взаимопонимание. Песков находит настолько точные выражения своему герою, проявляет такие чудеса интуиции (прямо как собака), что забываешь напрочь: это всего лишь фильм… Сценарий, кстати, изобиловал всяческими соблазнами для актёра, было, где разгуляться. Но чувство меры нигде Александру Пескову не изменяет. Непосредственность и обаяние его героя, все эти бултыхания в речке, симпатичные воспоминания ещё короткой жизни вызывали зависть своей откровенностью и достоверностью и весьма наглядно утверждали: как прекрасен человек, пока общество не изуродовало его своими правилами… Так однажды Александр Песков стал героем нашего времени. Правда, как я уже заметил, мы его проспали. А потом круто поменялось время. Фильмы и театр уже не оставляли зрителю раздумий. Никаких. Тем более философских. Герои стали другими. Все конфликты они разрешали с помощью пистолета…»