Домашняя страница
Актрисы | Актёры | Кинорежиссёры | Сценаристы
Фильмы по годам:
2013 | 2012 | 2011 | 2010
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000
1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990
1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | Старые
Телевидение


Карты, деньги, два ствола

комедия / криминал

Гай Ричи

Мэттью Вон

Гай Ричи

Джейсон Флеминг

Ник Моран

Декстер Флетчер

Джейсон Стэтхэм

Винни Джонс

Тим Морис-Джонс

Дэвид Хьюс

Джон Мёрфи

Polygram Entertainment

107 мин.

115 мин. (Режиссёрская версия)

Великобритания

1998

ID 0120735

«Карты, деньги, два ствола» или «Карты, деньги и два дымящихся ствола» (англ. Lock, Stock and Two Smoking Barrels) — художественный фильм, чёрная комедия 1998 года.

Первый полнометражный фильм Гая Ричи, до этого работавшего клипмейкером. Критики восприняли фильм неоднозначно, многие объявили его вторичным, подражанием «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино, но зрители оценили ленту: в мировом прокате фильм собрал 25 миллионов долларов, что для Великобритании является серьёзным успехом. Фильм получил 12 крупных международных и внутренних наград.

Оригинальное название «Lock, Stock and Two Smoking Barrels» является игрой слов, поскольку в основе содержит старую английскую идиому «lock, stock and barrel» (замок, приклад и ствол), соответствующую русскому «всё и сразу».

Другая идиома, отраженная в названии фильма — «smoking gun» (дымящийся ствол), что в переводе с английского означает «неопровержимое доказательство», «явная улика».

Четверо более или менее авантюрно настроенных лондонских друзей — Эдди, «Толстый» Том, «Мыло» и «Бекон» собирают по 25 тыс. фунтов стерлингов, чтобы обеспечить Эдди возможность принять участие в карточной игре на очень крупные ставки. Эдди весьма удачлив в картах, вследствие чего компания рассчитывает сразу впятеро окупить свои пари. Сеанс игры организует некий Гарри Лонсдейл «Топор» — жестокий гангстер, владелец секс-шопа, карточный шулер и коллекционер старинного огнестрельного оружия. Узнав от своего помощника (внушающего страх бандита Барри «Крестителя») о редкостной силе игры Эдди, Гарри решает мошеннически подстраховаться: во время игры Барри будет подсматривать за картами Эдди с помощью скрытой телекамеры и, таким образом, сообщать Гарри о положении дел.

В ходе игры, первоначально успешной для Эдди, Гарри, уже знающему, что он ничем не рискует, удаётся убедить Эдди согласиться на огромную ставку — 500 тыс. фунтов, которые сам же ему и одалживает. Подло обманутый Эдди проигрывает — теперь он должен Лонсдейлу полмиллиона. Через другого своего подручного, «Большого» Криса, хладнокровного громилы и заботливого папаши, Гарри предлагает отцу Эдди, Джей Ди, в качестве долга отдать принадлежащий ему бар (как оказывается, много лет назад Джей Ди крупно обыграл Лонсдейла, и тот решил когда-нибудь отомстить).

Попутно Гарри, обнаружив в аукционном каталоге два ценных старинных ружья и не желая легально выкладывать за них круглую сумму на грядущих торгах, поручает Барри выкрасть эти ружья у хозяина. Для этого Барри нанимает двух глуповатых мелких преступников, Гэри и Дина, которым, проникнув в нужный дом, не без приключений, но всё же удаётся похитить указанное: всё содержимое шкафа с антикварным оружием. Помимо этого они забирают ещё два «каких-то мушкета» (кои и оказываются в итоге теми самыми ружьями) и, памятуя, что Барри интересовало исключительно оружие из шкафа, решают распорядиться «излишками» по-своему. Совершенно не подозревая об истинной стоимости украденного, они ещё до передачи награбленного Крестителю продают ружья по дешёвке богатому, хотя и трусоватому скупщику краденого Нику «Греку», который тоже в силу малой образованности никак не догадывается о ценности попавших к нему огнестрельных древностей.

Тем временем живущий в соседней от Эдди квартире «Дог» («Пёс»), глава небольшой, но жестокой банды, решает ограбить расположенную в тех же краях и тоже небольшую, но весьма успешную домашнюю нарколабораторию, где один из его подручных, Планк, давно покупает марихуану. По словам Планка, пресловутые «ботаники», несмотря на выручаемые ими огромные деньги — настоящие «непуганные хиппи», никоим образом не беспокоящиеся о собственной безопасности. Дог составляет план ограбления.

Через тонкую стенку слова Дога о планируемом грабеже случайно слышит Эдди, который до того безуспешно вместе с друзьями пытался придумать, как за неделю достать 500 тыс. фунтов, От безысходности он решает с помощью друзей устроить грабителям собственное ограбление, когда те вернутся с запланированного дела. Через Тома четвёрка предлагает Греку приобрести у них всю марихуану, которую они намерены заполучить. Узнав о высочайшем качестве «товара», Ник сообщает, что знает человека, которому его можно сбыть, и соглашается выступить посредником. Заодно он перепродаёт Тому те самые старинные ружья, которые ему только что продали Гэри и Дин. Внешний вид ружей не вызывает у сотоварищей Тома никакого энтузиазма, но за неимением лучшего друзья всё-таки решают пустить их в дело, уповая на эффект устрашения.

Барри, осмотрев награбленное Гарри и Дином, не находит нужных Лонсдейлу ружей. Выяснив положение дел, он ультимативно приказывает непутёвым воришкам всё исправить, застращав приятелей до полусмерти. Напуганные взломщики звонят Нику «Греку» с предсказуемо нулевым результатом. Сам же Ник покуда с целью сбыта обещанной Томом марихуаны обращается к Рори «Ломщику» — слегка карикатурному и неврастеничному, но крайне опасному главе банды негров. Получив от Грека заверения, что «товар» будет высшего качества, Рори соглашается взять оптом всю будущую партию.

Банда Дога отправляется на дело. Вопреки ожиданиям преступников, ситуация развивается с различными осложнениями, мало того — случайно оказавшейся среди «ботаников» девушке удаётся даже застрелить одного из налётчиков, но всё же в итоге Дог и оставшиеся подельники увозят из разгромленной лаборатории находящееся там большое количество денег и марихуаны. Но в логове их уже поджидает притаившаяся компания Эдди — друзья скручивают захваченных врасплох бандитов и угоняют их фургон со всей добычей. Оставив всё в квартире Эдди, квартет авантюристов отправляется отмечать успех.

Дог, предельно разъярённый унизительным ограблением, угрожающе требует у своих сообщников в кратчайшие сроки разыскать наглецов. Когда те возвращаются ни с чем, он, сорвавшись, в бешенстве хватает Планка и кидает его об стену. Тонкая стена проламывается; голова Планка оказывается в квартире Эдди, где он в озадаченности видит несколько микрофонов, которые Бекон перед ограблением использовал для подслушивания происходящего у Дога. В квартире оказывается и награбленный товар, после чего Дог решает незамедлительно устроить у Эдди засаду.

Ник Грек, как и было ему обещано, получает пробный пакетик с марихуаной и доставляет его Рори. Тот, в свою очередь, распоряжается передать пробу на анализ «Белоснежке и гномам», которыми, как оказывается, и являются ограбленные «ботаники», работавшие именно на Рори. Тот, узнав о том, что Ник намеревался продать ему фактически украденный у него же товар, приходит в ярость и требует от скупщика объяснений. Узнав, что поставить марихуану обещали Эдди и друзья, Рори немедленно выезжает на квартиру к Эдди, где хозяина уже ждут в засаде люди Дога. Начинается перестрелка, в которой погибают все члены обеих банд, кроме самого Дога, который, уклонившись от схватки и прихватив сумку с деньгами и два ружья, лежавших в квартире Эдди, скрывается, выпрыгнув в окно. Тем не менее, едва выбравшись на улицу, он сталкивается с Большим Крисом, которого прислали напомнить Эдди о долге. Крис, видя ружья и сумку, без долгих раздумий забирает и то, и другое, отправив Дога в нокаут ударом головы. Свидетелями этой сцены становятся Гэри и Дин, узнавшие от Ника Грека, кому тот продал ружья, и следившие поэтому за квартирой Эдди в надежде их похитить. Отобрать ружья у Криса воришкам не хватает смелости, поэтому они следуют за ним, пока тот не скрывается в офисе Гарри. При этом воришки не догадываются, что ружья поступили к Гарри, нанявшему их самих для похищения этих ружей.

Эдди и друзья прибывают домой. Обнаружив в квартире разгром и гору трупов, они поначалу впадают в шоковое состояние. Но поскольку роковой день расплаты с Гарри уже наступил, им не остаётся другого выхода, как позвонить Лонсдейлу, ни на что не надеясь. Однако Гарри, которому Большой Крис уже доставил и деньги, и ружья, уведомляет Эдди, что дело с долгом улажено, но возникли вопросы о ружьях, для разъяснения которых Эдди и должен немедленно прибыть к нему. Озадаченный Эдди ничего не говорит друзьям и они едут к Лонсдейлу.

Гэри и Дин, наблюдающие за офисом Гарри, видят Криса, выходящего оттуда уже без ружей. Посчитав это последним шансом заполучить вожделенные «стволы» и понятия не имея, что Крис работает на того же хозяина, что и Барри «Креститель», парочка преодолевает робость и решается на вторжение в контору, которое стремительно заканчивается гибелью как самих жуликов, так и Топора с Крестителем.

Появляются Эдди и его друзья. Они вновь шокированы, второй раз за день обнаружив скопище трупов. Немного отойдя от увиденного, они забирают деньги и собираются уйти, но Том, заметив валяющиеся у стола ружья, задерживается для того, чтобы осторожно подобрать их и тоже забрать с собой.

Большой Крис, вернувшись от Гарри, сталкивается с тем фактом, что за время его отсутствия Дог, пришедший в себя (и, в который раз, в бешенство), выследил его машину и захватил в заложники оставшегося в ней «Маленького» Криса — сына Криса Большого. Укрывшись на заднем сиденье и приставив нож к горлу мальчика, Дог требует вернуть ему деньги. Большой Крис хладнокровно предлагает ради скорейшего разрешения ситуации ехать прямо к Гарри; Дог соглашается, продолжая угрожать ножом. Подъезжая к офису Лонсдейла, Крис неожиданно для Дога врезается в припаркованную тут же машину Эдди. Быстро придя в себя после задуманной аварии, Крис, неимоверно разгневанный всем произошедшим, теряет своё обычное хладнокровие и жестоко убивает бессознательного Дога. Забрав с собой пришедшего в себя сына, он заглядывает в машину друзей Эдди, чтобы принести извинения, но обнаруживает, что все трое потеряли сознание, а сам Эдди держит в руках ту самую сумку с деньгами, которую он только что передал Гарри. Крис, возмущённый тем, что деньги снова по непонятной причине оказались у Эдди, забирает сумку и идёт в офис Гарри, где находит мёртвые тела и Тома с двумя ружьями в руках. Том, зная, что ружья не заряжены, направляет стволы на Криса, и, держа его на прицеле, выходит. Крис, в свою очередь, не зная, что ружья не заряжены, выходит через другую дверь — он остаётся с деньгами, а Том — с ружьями.

Эдди приходится давать показания, но никаких обвинений ему не предъявляют за неимением доказательств. Единственной уликой, которая может послужить обвинению, остаются два старинных ружья, но друзья убеждены, что Том уже избавился от них. Когда Том смущённо признаётся, что оставил их у себя, чтобы снова продать Нику Греку, возмущённые друзья требуют немедленно утопить ружья в реке. Том неохотно соглашается и уезжает, после чего в баре появляется Большой Крис. Он возвращает друзьям сумку и говорит им, что воспользовался её содержимым в качестве компенсации за утерю «работодателя», финансово позаботившись о себе и о сыне. Выйдя из бара, Крис садится в роскошную машину и сообщает сидящему рядом сыну, что теперь они официально занимаются денежными займами.

В возвращённой друзьям сумке оказывается лишь аукционный каталог, где рядом с фотографией антикварных ружей, которые Том отправился выбрасывать, указана их примерная стоимость — до 300 тыс. фунтов стерлингов за штуку. Друзья немедленно звонят Тому.

Том тем временем выбрасывает ружья в реку, но они падают на приступку возле перил моста. Тому приходится сильно перегнуться через перила, засунув мобильный телефон себе в рот, чтобы он не выпал из кармана пальто.

Фильм заканчивается открытым финалом: на последних секундах телефон начинает звонить у Тома во рту, и ему приходится решать — сразу ответить на звонок или сначала сбросить ружья в воду.

Фильм смотрится легко, несмотря на насилие и кровь. (Росс Энтони)

Фанаты «Криминального чтива» Квентина Тарантино будут довольны. («Courier-Journal»)

Лучший фильм со времён «Криминального чтива», в котором нет ни одного положительного персонажа. (filmcritic.com)

Очень смешной, очень жестокий — потрясающий британский криминальный фильм, который мог бы снять кузен-англичанин Тарантино, если бы такой, конечно, существовал. («Rochester Democrat and Chronicle»)